Журналисты в своих статьях всё чаще склоняют несклоняемое. Чиновники в телеэфирах, тщетно пытаясь вспомнить правильные варианты произношения некоторых слов, придумывают новые слова. Многие из них говорят «дветыщный год» и неправильно ставят ударения в словах «квартал», «ходатайство» и «звонит».
- Проблема снижения грамотности в наши дни стоит остро не только в Челябинской области, но и во всей стране, - констатировал факт начальник отдела общего и коррекционного образования Министерства образования и науки Челябинской области Михаил ЕЛАГИН. - У нас она имеет более выраженный характер в силу того, что мы находимся на окраине страны, через нас идет большой поток мигрантов, а это явление накладывает огромный отпечаток на снижение грамотности русскоязычного населения.
Количество граждан, прибывающих в Челябинскую область из ближнего зарубежья, ежегодно увеличивается на 1,3%. Пропорционально увеличивается и количество детей-мигрантов в регионе. Становится всё больше школьников, изучающих русский язык как неродной (мы называем их «инофонами»). Так, в 2002 году на Южном Урале были школы, в которых насчитывалось более 25 национальностей среди учащихся. В 2010 году в наших самых полиэтнических школах учились дети уже 36 национальностей. Больше всего татар, башкир, украинцев и казахов, о русских детях я не говорю. Обучать инофонов русскому языку вместе с обычными русскоязычными детьми нелегко. Дети имеют разный уровень подготовки, кому-то из них всего лишь нужно владеть русским языком настолько, чтобы легко общаться, другие планируют продолжать получать образование в вузах. Не зря на общероссийской конференции 5 декабря Путин дал поручение разработать комплекс мер для обучения русскому языку детей-инофонов. Наш местный институт повышения квалификации будет сотрудничать с российским университетом дружбы народов, планируем даже разработать учебники для детей, изучающих русский язык как неродной. Кроме того, поставлены задачи по адаптации детей-дошкольников мигрантов в русскоязычную среду.
ЕГЭ по русскому языку сдают всё лучше!
Год – Количество участников ЕГЭ по русскому языку – средний тестовый балл
2009 – 21 493 – 59,58
2010 – 17 238 – 59,60
2011 – 15 727 – 61,44
2012 – 12 963 - 60,94
2013 – 17 659 – 63,47
Соловьева Татьяна Васильевна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой языкового и литературного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО:
Всё-таки ЕГЭ по русскому языку сделал очень многое в плане повышения грамотности населения, поскольку это экзамен обязательный и чтобы его сдать, школьникам приходится прилагать серьезные усилия. Лишь 0,14% наших школьников владеют русским языком безукоризненно, получая сто баллов на экзамене. Тем не менее, положительная динамика есть и учитывая ее, можно сказать, что языковое образование в школах поставлено хорошо. Но это не повод останавливаться, нужно поднимать престиж языка и литературы. Я считаю, что владение языком должно стать положительной социальной характеристикой, как в других странах. Если человек владеет языком, то имеет лучшие перспективы продвижения по карьерной лестнице.
Харченко Елена Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры общей лингвистики ЮУрГУ:
Да, согласна, мы должны повышать престиж владения русским языком. Сегодня все чаще используется просторечный вариант, а ведь это форма общения необразованных людей. К сожалению, даже выпускники ВУЗов недостаточно хорошо владеют русским языком. Причина тому – бедная программа изучения. Она обязательная, но составляет в среднем два часа в неделю и это либо лекции либо практические занятия. И в рамках этой программы мы вынуждены уделять внимание тому, что уже пройдено в школе. Если бы речь шла о математике, я бы сказала, что мы постоянно повторяем таблицу умножения.
Сегодня многие нормы становятся допустимыми. Раньше, например, было запрещено говорить «договора», а сейчас это допустимый вариант. Я уже не удивляюсь когда слышу слово «кухонный» с ударением на второй слог. Нынче, правила диктуют улица и средства массовой коммуникации. А конфликтные речевые ситуации в большинстве своём спровоцированы профессиональными коммуникаторами, которые не владеют речью или неправильно владеют речью. Подумайте, ведь большинство российского населения безропотно верит СМИ, поэтому огромное значение имеет то, какие люди у нас выходят на ТВ и что они говорят в эфире. По прогнозам экспертов, совсем скоро до 70% населения будут работать в сфере услуг. А сфера услуг – это зона контактов, а значит зона повышенной речевой ответственности.
Голованова Елена Иосифовна, доктор филологических наук, профессор ЧелГУ, действительный член Академии гуманитарных наук, член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), председатель Челябинского регионального отделения Российской ассоциации лингвистов-когнитологов:
Нынешний низкий уровень владения языком связан с небывалым падением общей культуры людей. Весь мир сегодня озабочен проблемами национальной идентификации. Язык - одно из важнейших средств такой идентификации. И если мы плохо владеем языком, если мы равнодушны к тому, как мы им владеем, равнодушны к его истории, к национальной культуре, то тем мы делаем себя уязвимее. Мы легко можем забыть, кто мы, потерять смысл жизни. Ведь как часто сегодня человек утрачивает понимание того, зачем он живет, его ничто не держит в этом мире, ни семья, ни близкие, ни родная земля, для него не стало ценностей. Это страшно и все это оттого, что человек теряет связь с родным языком, с малой родиной, с родной культурой… А ведь мы великая страна, мы одна из двух стран в мире, которая имеет 500-летнюю суверенную историю, мы никогда не были ничьей колонией. Вернуть былую культуру можно только при помощи ежедневных усилий. Культура, а тем более языковая, не может взрасти сама по себе. Радует, что сейчас всё больше и чаще стали говорить о патриотизме. Раньше, стоило о нём заговорить, над тобой начинали иронизировать посмеиваться, считали чудаком.
Мы должны больше внимания уделять общетеоретическим, общефилософским, общекультурным аспектам. Мы должны разработать и предложить программы пропаганды русского языка и русской культуре на государственном уровне. Нам нужно как-то заряжать наших учителей положительной энергетикой. Потому что есть студенты, которые попадают в ВУЗ случайно, учатся они с полным равнодушием, со стеклянными глазами и, к сожалению, некоторые из них в том же состоянии идут работать в школы и транслируют нашим детям свою жизненную усталость.
Елагин:
У нас мало читают и дети и взрослые. Хотя избитая фраза «мало читают» даже не совсем корректная. Читают, может быть, и не мало, но что именно читают? Литературы ведь сегодня много разной по своему содержанию и тем нормам, которые в ней используются. Мало читают качественную, серьезную литературу. С классикой дети и вовсе знакомятся в интернете, читая её в переложениях, в сокращённых вариантах. Сильно подкосил культуру русской речи интернет-язык: молодое поколение общается в социальных сетях уже при помощи нового, сокращенного, придуманного и конечно несовершенного языка. Кроме того, большой минус в том, что исчезли такие замечательные радио- и телепередачи, как «Литературные чтения», «Театр у микрофона» и др., в которых мы слышали грамотную, совершенную русскую речь. К сожалению, сегодня речь ведущих радио- и телепрограмм бывает настолько безграмотной, что остаётся диву даваться.
Соловьева:
Которой год ведутся разговоры о создании литературного музея Челябинской области. Хочется надеяться, что когда-нибудь он всё-таки появится, что новая власть уделит особенное внимание культурному аспекту жизни в регионе. Только когда культурная ситуация в регионе будет изменена в лучшую сторону, будут изменения в культуре речи. Главное помнить, что русский язык не заканчивается только единым государственным экзаменом, русский язык нужно учить всю жизнь.