Примерное время чтения: 6 минут
82

Эволюция протеста

Разногласия между властью и оппозицией никуда не делись, говорят члены оргкомитета. Там настаивают: 5 требований, озвученных «болотными» ещё в декабре, остаются в силе. Это освобождение «политзаключённых», непризнание итогов думских выборов (по подсчётам оппозиционеров, благодаря фальсификациям «Единая Россия» получила в Думе около 80 «лишних» мандатов), наказание фальсификаторов, роспуск запятнавших себя избирательных комиссий и отставка главы ЦИК В. Чурова... И наконец, комплексная реформа всей политсистемы, проведение думских и президентских выборов - «честных и свободных» - по новым правилам. Правда, депутаты оппозиционных партий, у которых и случился недобор голосов, почему-то самороспускаться не спешат и даже поругивают за чрезмерный либерализм законопроекты по политреформе, которые внёс Д. Медведев. Но несогласные стоят на своём.

В середине прошлой недели некие активисты попытались раздавать в центре столицы палатки для желающих нести бессрочную протестную вахту. В воздухе запахло русским «майданом»… По какому сценарию могут развиваться события после 4 марта? Что предпримут те, кто вошёл во вкус митингов за честные выборы, теперь, когда победа Владимира Путина уже объявлена? Возможна ли в России «оранжевая (варианты - белая, снежная и т. п.) революция»? Вот что об этом думают активные участники событий.

Николай Стариков, писатель, историк, участник «Анти­оранжевого пакта»:

- Оппозиция собирается раскачивать лодку и дальше, но я надеюсь на здравомыслие граждан. А власть должна быть готова к любым нарушениям общест­венного порядка. Попыткам провести несанкционированные акции, разбить палаточные городки должен быть дан жёсткий ответ в рамках закона. Те, кто пытается провоцировать толпу на беспорядки, должны быть задержаны и привлечены к суду. Выборы позади, пора начинать нормально работать, двигать страну вперёд.

 

Илья Яшин, член бюро политсовета «Солидарности»:

- Я не исключаю, что люди действительно начнут ставить палатки, ночевать на площадях, сменяя друг друга. А если власть продолжит игнорировать требования мирных граждан, то она рискует спровоцировать выступления радикалов, которые до сих пор, во многом благодаря нашим усилиям, оставались за рамками процесса. На площадях могут появиться отморозки, погромщики с арматурой - как ультралевые, так и ультраправые. Эти люди нам не союзники, но они, к сожалению, могут прийти вместо нас...

Так что дальнейшие события будут зависеть от Кремля. Власти могут пойти по пути закручивания гаек - когда лидеров оппозиции начнут арестовывать, за участие в протестных акциях людей будут увольнять с работы. Но этот путь способен привести к ответной агрессии общества. Другой путь - переговоры с целью договориться о параметрах новой политической системы и механизмах сменяемости власти. Наивно рассчитывать, что людей удаст­ся перехитрить, успокоить какими-то косметическими реформами. Чтобы они ушли с улиц, уличной политике надо дать адекватную альтернативу. А именно - честные выборы, свободный парламент, нормальную политическую конкуренцию. Результаты последних выборов никого не должны успокаивать. В Египте правящая партия в ноябре 2010 г. набрала на выборах почти 80%, но уже в феврале 2011 г. президент Мубарак был вынужден уйти в отставку.

Александр Проханов, писатель, главный редактор газеты «Завтра»:

- Ещё недавно мне казалось, что эта буря будет нарастать. Что после президентских выборов, которые оппозиция заранее объявила нелегитимными, власть будут сносить по технологии, опробованной в других странах: с попытками толпы атаковать гос­учреждения, пролитием крови и окончательной демонизацией режима. Недаром американский сенатор Маккейн говорил, что Путина ждёт судьба Каддафи.

Но сейчас есть ощущение, что неврастения начала спадать. Власть сделала немало страховочных шагов. Во-первых, она показала, что в состоянии собрать на улицах гораздо больше людей, что на каждую Болотную площадь у неё найдётся целый хребет Поклонных гор. Во-вторых, несистемной оппозиции пошли навстречу: её принимает президент, её предложения по политической реформе учитываются. Многие несистемщики почувствовали возможность встроиться в систему.

Наконец, по моим ощущениям, начался торг с американцами. Чтобы снизить уровень их участия в нашей политике, их пытаются как-то умаслить, сделать выгодные предложения... В любом случае летящий локомотив «оранжевой революции» уже затормозил. Но угроза для власти кроется в другом. Если она продолжит прежнюю монетаристскую политику, то народ опять попрёт на площади, только уже не под лозунгом за честные выборы, а в защиту своих экономических прав. Тем более что люди уже вкусили уличной свободы.

Комментарий «АиФ»

В том, что митинги продолжатся и после 4 марта, никто особо не сомневался. Но когда у этой машины недовольства «сядут батарейки»? В Кремле ссылаются на данные социологии, которая показывает плавное снижение протестного потенциала. По словам источника «АиФ» в Админист­рации Президента РФ, здесь ожидают перехода процесса в новую стадию: «Открываются возможности для реформирования партийной системы, наступает период политического структурирования, в том числе протестного движения». Люди, выходившие на Болотную, Сахарова, Якиманку и Пушкинскую, будут определяться - за кем из лидеров они готовы идти. За теми, кто создаёт партии и собирается включиться в легальный политический процесс, или за теми, кто упорно желает жить на его обочине? Не за горами осенние выборы в парламенты регионов, выборы губернаторов. У оппозиции появляется шанс доказать свою состоятельность. Митинговую активность, уверен наш источник, невозможно поддерживать бесконечно. «Либо вы строите какие-то долгие политические стратегии, организуете сторонников и выигрываете у конкурентов в легальной борьбе за власть, либо и дальше «зависаете» на теме митингов. Но в последнем случае вы рискуете в этом процессе потеряться. Уличные стратегии долго не живут».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах