Действительно, на очередном заседании совета Д. Медведев не скрывал раздражения: «Давайте признаемся в том, что успехов в этом направлении немного». Напомним, в 2008 г. президент обязал всех чиновников ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе. Был принят пакет антикоррупционных законов. «Этим существенные изменения и заканчиваются», - подытожил глава государства.
Впрочем, даже существующие законы часто лежат мёртвым грузом. «Конфликт интересов (например, когда чиновник отвечает за сферу, бизнесом в которой занимаются его родственники. - Ред.) и порядок его разрешения... Что, таких конфликтов нет? Да полно их! Кого за это наказали?» - негодовал президент. Он дал 3 месяца Госналогслужбе и Генпрокуратуре на проверку всех прошлогодних деклараций.
Президент обратился к мэру столицы С. Собянину: «Сергей Семёнович, в Москве много чиновников. Обратите внимание, кто как декларировался. А то, как ни послушаешь, у всех там дворцы за городом и всё остальное, а декларации у всех вот такие».
По словам Генпрокурора Ю. Чайки, в 2010 г. «выявлено и устранено» 240 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства (на 23 тыс. меньше, чем в 2009 г.), судами вынесено около 8 тыс. обвинительных приговоров, осуждено всего 720 должностных лиц из госвласти и органов местного самоуправления, почти 1300 - из правоохранительных органов. «На треть возросло количество выявляемых взяток в крупном либо особо крупном размере», - добавил глава МВД Р. Нургалиев. Глава Следственного комитета России А. Бастрыкин пояснил, что среди привлечённых за коррупцию к уголовной ответственности в прошлом году 34% - стражи правопорядка. Глава ФСБ А. Бортников заметил, что «большие рыбины» по-прежнему уходят от ответственности.
Тем временем новые поправки в законы будут внесены в конце месяца. Как рассказала помощник президента и глава государственно-правового управления Кремля Л. Брычёва, главные - введение новой статьи в УК за посредничество в коррупции и штрафов, кратных взятке (от 20 до 100-кратного размера). Так, при взятке более 1 млн руб. штраф составит от 80 до 100 млн руб. У судей останется возможность назначать и реальный срок лишения свободы.
Однако возможность конфисковывать имущество чиновника, если он не может объяснить его происхождение, даже не обсуждалась. Как пояснила, отвечая на вопрос «АиФ», Л. Брычёва, от простой конфискации непонятно как приобретённого имущества «получится какой-то абсолютно неконтролируемый передел собственности, имущества, который, в свою очередь, приведёт к безграничным коррупционным возможностям». С другой стороны, всё, что сегодня можно сделать с чиновником, у которого сверх скромной квартиры вдруг обнаружится незадекларированный дворец в Испании и счёт в швейцарском банке, - это... уволить с работы. Чтобы он как раз отправился на пенсию в свой дворец. А хочешь посадить - попробуй докажи, что это куплено за взятку, полученную много лет назад!
Между тем Д. Медведев потребовал привлекать к проверке деклараций чиновников всё общество. Бизнесменам рекомендовано активнее сообщать о вымогательстве взяток, а Счётной палате - проверять крупные проекты вроде сочинской стройки, подготовки к чемпионату мира по футболу и саммиту АТЭС во Владивостоке.
Мнение эксперта:
Елена Панфилова, глава Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернэшнл - Россия»:
- Надо признать, что Российская Федерация стала системно коррумпированной страной. Борьба с системной коррупцией не может быть безболезненной. Но, мне кажется, у нас боятся не большого количества дел, а того, что под удар прежде всего попадёт «ближний круг» - высокопоставленные чиновники...