Каждый месяц цифровые грабители крадут у жителей Челябинской области десятки миллионов рублей. А суммарный ущерб населению региона от действий фигурантов уголовных дел по статье 159 «Мошенничество» (п. 3 и п. 6 «Дистанционное мошенничество» с использованием гаджетов и компьютеров) составил 1,2 млрд рублей. Это данные за всё время фиксации таких преступлений.
При помощи полиции удалось вернуть пострадавшим лишь 2,4% от этих денег. Как не стать жертвой мошенников?
Способы отъёма денег
Расследовать цифровое мошенничество сложно. Преступники используют большое количество переводов со счёта на счёт. Чтобы раскрыть всю цепь с очень многими звеньями, нужна высокая квалификация в сфере компьютерной криминалистики. Такие специалисты востребованы в коммерческих структурах, их сложно удержать в системе МВД.
В ноябре 2021 года была возбуждена серия уголовных дел, фигурантам которых предъявили обвинения в многомиллионном мошенничестве. Обвиняемые, находясь в одной из стран Южной Европы, обзванивали россиян (среди них было немало южноуральцев), которые ранее покупали биологически активные добавки (БАДы) в интернете. Мошенники, представляясь должностными лицами госучреждений, сообщали гражданам, что приобретённые БАДы являются контрафактными, в связи с чем клиентам якобы положена компенсация за счёт средств иностранных фирм. Поверили в это больше ста человек, а причинённый им материальный ущерб превышает 90 млн рублей. Примечательно, что главаря банды и двух его ближайших подельников так и не нашли.
Подобная мошенническая схема имеет множество вариаций. Вам могут предложить получить компенсацию за недостроенное жильё, некачественный товар и т. п. В данном случае мошенники давят на желание получить лёгкие деньги.
Второй способ – давить на страх лишиться сбережений. Услышав о риске потерять свои деньги, человек часто поддаётся панике и теряет способность мыслить логически и здраво. Самая распространённая схема – предложение «обезопасить» свой счёт. Звонящий обычно представляется сотрудником службы безопасности банка. В последние несколько месяцев мошенники в ответ на недоверие со стороны жертв присылают им в качестве доказательства фальшивые чеки в мессенджеры. Подделать такие чеки проще простого, но действует эта уловка магически. Аферистам удаётся убедить не только тех, кто уже слышал о мошеннических схемах, но и сотрудников банков, даже полицейских.
Вот совсем недавний случай. 15 февраля этого года неизвестным удалось украсть 4,5 млн рублей у жителя Озёрска. Лжесотрудник службы безопасности банка сообщил 60-летнему мужчине, что его персональные данные стали известны злоумышленникам и что поэтому его счета необходимо «обезопасить». Озерчанин перевёл на счета мошенников все накопления, что у него были, взял займы в нескольких банках, продал автомобиль стоимостью 2 млн рублей, выручку также перевёл мошенникам. Обратившись в полицию, он узнал, что те путём удалённого доступа не только вывели все средства со счёта, но и оформили на него крупный онлайн-кредит. Удалённый доступ стал возможен после того, как потерпевший под диктовку аферистов скачал онлайн-приложение.
20 декабря прошлого года челябинка перевела мошенникам 10 млн рублей. Ей рассказали историю о том, что на её имя оформлены кредиты. Для их аннулирования якобы нужно оформить новые, а средства перечислить на «безопасные» счета вымогателей. Чтобы сотрудники банков не заподозрили неладное, аферисты запретили 64-летней пенсионерке общаться с ними. Якобы менеджеры по выдаче кредитов сами подозреваются в мошенничестве, в их отношении проводится внутреннее расследование. Челябинка несколько дней брала кредиты якобы на приобретение жилья. Поняла, что обманута, лишь когда мошенники перестали выходить на связь.
Запредельный уровень доверия
«Был случай, когда женщина оформила в микрофинансовых организациях более ста кредитов! Её отговаривали все: и менеджеры, и люди, стоявшие в очереди, – приводит пример начальник отделения по взаимодействию со СМИ регионального управления МВД Григорий Макеев. – Как показывает практика, 99% жертв знают о существующих видах мошенничества, а некоторые даже испытывали их ранее на себе. И тем не менее попадаются в ловушку».
«Они втираются в доверие детальным знанием финансовой деятельности клиента, – считает юрист Тимофей Дрогушев. – С помощью подкупа служащих узнают, клиентом каких банков является жертва, какую зарплату (пенсию) получает, какое у человека имущество. Мою клиентку обманули очень искусно. Ей позвонил якобы сотрудник полиции, сказал, что преступники оформили на её имя кредит в банке, и теперь ей надо побыть «живцом» – оформить ещё один кредит, что позволит вычислить преступника. Она взяла кредит на 200 тысяч рублей в том же банке, в котором оформлена её зарплатная карта. Полгода банк снимал взнос, и она даже не подозревала, что стала жертвой мошенников!»
Вот несколько фраз, которые должны насторожить в разговоре:
«Ваш счёт взломан, нужно перевести деньги на безопасный счёт».
«На ваше имя оформлен кредит, нужно оформить новый».
«Переведите средства на брокерский счёт, чтобы получить многократную прибыль».
«Вам положена компенсация, но нужно уплатить налог (банковскую комиссию)».
«Схемы постоянно усложняются. На «сотрудника службы безопасности банка» сейчас уже мало кто клюнет. Если жертва вычисляет мошенника, тот переходит ко второму этапу. Звонит через некоторое время, представляясь сотрудником МВД. Не получилось – в третий раз ждите звонка от «сотрудника» СК, ФСБ, прокуратуры, Центробанка. На вашем телефоне будут действительно высвечиваться номера этих ведомств, поскольку мошенники используют IP-телефонию, позволяющую подменить свой телефонный номер на номер какой-нибудь организации. Разговаривая с вами, мошенники используют метод перегрузки каналов восприятия – вы неизбежно теряете бдительность, и вас можно заставить делать что угодно». – предупреждает технический директор IТ-компании Александр Метальников.
Универсальный совет: если у вас закралось малейшее подозрение, что вас обманывают, сразу вешайте трубку. Можете ради эксперимента перезвонить в ведомство, откуда якобы шёл звонок. Скорее всего, там скажут, что этого звонка не было, а такой сотрудник у них не работает.
«Ни в коем случае никому нельзя сообщать реквизиты банковской карты, то есть её номер, фамилию и имя владельца, срок действия. Нельзя раскрывать секретную информацию: CVC/CVV-код (три цифры с обратной стороны карты), коды подтверждения операций из СМС, ПИН-коды, - говорит начальник отдела платёжных систем и расчётов отделения Челябинск Уральского ГУ Банка России Людмила Панина. - Для онлайн-покупок выбирайте всегда только известные интернет-магазины или сервисы. Советуем вручную набирать их интернет-адреса. Не рекомендуем переходить по ссылкам из писем, которые могут поступить в мессенджеры или по СМС. Спам-рассылка может оказаться небезопасной для владельца банковской карты или счёта, тем более если на смартфоне установлен личный кабинет банка. И мы не советуем в форме для заполнения реквизитов карты (перед совершением оплаты) ставить галочку для запоминания данных карты».