Все, кто раньше воровал деньги из карманов и сумок, теперь научились действовать по-другому: карманники «перебрались» в интернет. Они придумали, как обманывать людей, чтобы те сами отдавали им свои деньги. Краж стало больше, и суммы их увеличились.
Особенно страдают жители небольших городов: они всегда доверчивее, а сбережений у них, как правило, меньше, чем у жителей крупных городов, поскольку ниже доходы. Именно поэтому Издательский дом «Аргументы и факты» совместно с Почта Банком решили организовать серию встреч, обучающих финансовой безопасности и грамотности, в разных городах страны.
Верят и слушаются
Первым городом в проекте стал Коркино Челябинской области. 23 сентября в местном киноклубе им. Горького работала «Народная приёмная “АиФ”». В рамках мероприятия перед собравшимися выступили представители полиции, пенсионного фонда, соцзащиты и финансовых организаций.
«Конечно, мы ведём со своей стороны информационную работу с жителями по поводу того, как не дать себя обмануть мошенникам, учим их быть бдительнее, – сообщил глава Коркино Дмитрий Гатов. – Но важно говорить об этом чаще. Поэтому выражаем огромную благодарность редакции «Аргументы и факты» и Почта Банку за организацию этой встречи».
«Сотрудники полиции сейчас как раз говорят о том, что обычных краж, которые совершались, на улице, в транспорте, в магазине, стало меньше, а вот краж виртуальных стало больше в разы», – поделился информацией замглавы Коркинского муниципального района Вадим Галямов.
«Сколько ни учи наших граждан, они всё равно остаются доверчивыми, – подтвердил старший оперуполномоченный по особо важным делам Управления уголовного розыска регионального ГУ МВД Вадим Шафигин. – Часто мошенники звонят с номеров, начинающихся с цифр 8-495 и 8-800, представляются сотрудниками службы безопасности известных банков, обращаются к человеку по имени-отчеству, просят подтвердить или отменить какую-либо операцию, и люди ведутся, начинают послушно диктовать номера своих банковских карт, пришедшие смс-коды, и тем самым открывают мошенникам доступ к своим сбережениям.
Часто людей обманывают на известных сайтах объявлений. В данном случае мошенники маскируются под потенциальных покупателей и заявляют, что хотят внести предоплату за товар на банковскую карту продавца. Так они узнают данные для кражи.
Мошенники научились взламывать странички пользователей в соцсетях. Если вам пишет знакомый и просит занять денег, не делайте этого, не позвонив ему и не убедившись, что о помощи просит именно он.
Напомню о любимом «разводе» мошенников – звонок от человека, попавшего в беду. Гадания, снятие порчи, продажа чудо-лекарств – тоже популярные схемы обмана. Самое печальное, что люди действительно своими же руками переводят деньги мошенникам. Причём миллионами!»
Руководитель розничной сети ОЦ Челябинск Почта Банка Александра Авсюкова рассказала интересный случай из одного клиентского центра: «Приходит к нам пенсионер: вид взволнованный, с кем-то разговаривает по телефону и требует срочно закрыть счёт. Сотрудник заподозрил что-то неладное и начал расспрашивать, зачем клиент хочет закрыть вклад и куда планирует переводить деньги. Оказалось, что на том конце провода был мошенник — он убедил, что в банке якобы кто-то пытается украсть его деньги и надо срочно их перевести на другой, «безопасный» счёт. Сотрудник Почта Банка убедил клиента не делать этого и тем самым спас его деньги».
Следователь главного следственного управления ГУ МВД России по Челябинской области Татьяна Мельникова отметила, что номера телефонов мошенников блокируются, но зачастую в ходе следствия сложно установить, где и кем приобреталась сим-карта, поскольку мошенники не регистрируют их, они «нулевые».
Сначала селфи – потом деньги?
«Цифровое мошенничество зачастую связано именно с банковской сферой, поэтому наша задача – обеспечить клиентам максимальную защиту их персональных данных, – заявила руководитель розничной сети ОЦ Челябинск Почта Банк Александра Авсюкова. – Мы используем собственную внутреннюю биометрическую систему. Когда клиент обращается в банк, мы его фотографируем. И если мошенник придёт с поддельным паспортом, то мы это тут же сможем выяснить. Сейчас эта система есть во всех точках обслуживания банка в стране, включая почтовые отделения.
Кроме того, если банк заподозрит, что из вашего личного кабинета Почта Банк Онлайн происходят подозрительные переводы, то приложение попросит вас сделать селфи, чтобы проверить, точно ли это вы. Онлайн-подтверждение происходит автоматически и практически моментально».
Александра Авсюкова объяснила, что банк не сможет отменить операцию и вернуть деньги, если клиент подтвердил снятие или перевод денежных средств вводом полученного от мошенников смс-кода или трехзначного CVV-кода, который обычно указывается на обороте банковской карты.
«Если номер входящего звонка не определился, не продолжайте разговор! – предупредила Авсюкова. – Помните, что всегда можно позвонить в банк на горячую линию или номер, указанный в договоре, чтобы убедиться был ли звонок из банка. Если понимаете, что попались в руки мошенников, карту лучше сразу заблокировать, в банке вам её восстановят, зато так вы сохраните деньги».
Спекулируют на ожиданиях
Представитель банка обратила внимание коркинцев, что постоянно появляются новые уловки для кражи денег с банковских счетов. «Например, с приходом коронавируса, мошенники стали звонить, предлагать провести тестирование на COVID-19 на дому и спрашивать личные данные. Или рекомендуют купить несуществующие товары: например, фен от коронавируса. Ещё, бывает, присылают фейковые СМС о выписанном штрафе за нарушение самоизоляции, где просят немедленно оплатить его по номеру телефона или карты. Это, конечно, всё обман».
Платежи и покупки в интернете тоже могут таить в себе происки мошенников. Чтобы безналичные платежи сделать безопасными, можно оформить виртуальную карту, чтобы не «светить» в интернете данные своей основной карты. Выпускают ее в Почта Банке моментально и бесплатно - за годовое обслуживание платить не придётся.
«Даже если попадётесь в руки мошенникам, хотя бы сохраните основную часть сбережений и нигде не обнародуете своих персональных данных по основной карте, - заметила Александра Авсюкова. – Как вариант можно ещё оформить виртуальную карту на недолгий период, совершить платёжную операцию и закрыть карту».
Присутствующих заинтересовал также вопрос, как нынче лучше хранить сбережения. Ведь не секрет, что деньги легче потратить, когда они под рукой.
«Если открыть в банке сберегательный счёт, то вы будете ежемесячно получать процент на остаток, то есть к концу года накопите 13-ю пенсию. А если вы переведете в Почта Банк свою пенсию, то процент на остаток будет максимальным — до 5% годовых, – рассказала Александра Авсюкова. – Также с 1 октября в Почта Банке появляются сразу несколько удобных услуг для клиентов, которые перевели к нам пенсию. Например, «запасной кошелёк»: вы сможете одолжить у банка небольшую сумму – до 10 тыс. рублей до пенсии или зарплаты без процентов.
Также теперь пенсионные клиенты могут снять до 10 тысяч рублей в любом банкомате страны без комиссии или оформить финансовые услуги (в том числе перевод пенсии) с доставкой на дом: наш сотрудник приедет к вам в удобное место и время».
«Путинские» выплаты закончились
Мошенники используют любую возможность нажиться и бьют по больному, обещая населению всевозможные выплаты и компенсации. Присутствующие на встрече представители соцзащиты рассказали, какие выплаты сегодня реально положены малообеспеченным, многодетным семьям.
«Неработающим мамам государство ежемесячно выплачивает пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет в размере 7746 руб., - сообщила начальник отдела назначения государственных пособий Виктория Агаркова. – Кроме того, предусмотрено региональное пособие малообеспеченным семьям 307 руб., и одиноким матерям – 614 руб. в месяц. До 10 ноября принимаются документы на оформление разового пособия (1,5 тыс.руб.) на подготовку школьников и студентов из малообеспеченных семей к учебному году».
Начальник отдела назначения и перерасчёта пенсий УПФР г. Коркино Марина Хуснутдинова рассказала, что в 2020 году указом Президента РФ были введены новые выплаты. Например, в честь 75-й годовщины Победы участникам ВОВ и труженикам тыла выплачивают по 50 и 75 тыс. рублей.
«Так называемые «путинские» выплаты на детей остались позади! – акцентировала внимание она. – До сих пор некоторые граждане интересуются, ждать ли новых выплат на детей от 0 до 16 лет. Соответствующих указов не было».
На протяжении всего мероприятия журналисты «АиФ» записывали вопросы коркинцев к всевозможным специалистам – юристам, педагогам, психологам. Возможно, эти темы станут поводами для новых встреч.
В рамках «Народной приёмной» в фойе киноклуба также работали врачи ГБУЗ «Городская больница № 1 г. Коркино», они консультировали жителей по вопросам, касающимся артериального давления, повышенного холестерина и профилактики COVID-19. Рядом на вопросы садоводов отвечали представители СНТ «Искра» - председатель Николай Кощеев и агроном Людмила Долматова.