Принятый Госдумой России закон о федеральном бюджете на 2020 и плановый период 2021-2022 годов одобрен Советом Федерации и в ближайшее время будет подписан главой государства.
О том, какую финансовую поддержку получат регионы из федерального центра и как распределены трансферты на следующий год трехсторонней комиссией по межбюджетным отношениям, рассказал один из членов этой комиссии, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам, избранный от Курганской области депутат фракции «Справедливая Россия» Александр Ремезков.
Нагрузка снизится
«В принятом парламентом федеральном бюджете общая сумма межбюджетных трансфертов составляет 2,5 триллиона рублей, причем 203 из 217 из этих трансфертов на 2020 год четко распределены. Это означает, что уже в декабре регионы смогут заключать контракты, не откладывая столь важный шаг на следующий год, - говорит депутат. - Можно сказать, что в этом направлении сделан большой шаг вперед и бюджет на 2020-2022 годы имеет все шансы стать бюджетом поддержки регионального экономического роста.
Еще весной этого года Правительством РФ были определены десять регионов с самой сложной социально-экономической ситуацией. В число тех, кто имеет низкие показатели по среднедушевым доходам граждан, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, по безработице и инвестициям в основной капитал, вошла и Курганская область.
Чтобы помочь «отстающим» субъектам федерации выровнять свое социально-экономическое положение, было решено увеличить уровень софинансирования из федерального бюджета по субсидиям до 99 процентов, оставив долю расходов региональных бюджетов на уровне одного процента. Для Курганской области это снижение бремени расходов особенно ощутимо, ведь ранее доля регионального бюджета была 5 процентов.
На заседании Трехсторонней комиссии мы утвердили все межбюджетные трансферты, предусмотрели перераспределение и увеличение средств по действующим и по новым направлениям.
Для Курганской области на 2020 год предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 25,6 млрд рублей, при том, что в 2019 году они впервые составили 23,4 млрд рублей. Объем дотаций региону в следующем году составит 14 млрд рублей. На новых условиях софинансирования в размере 99 процентов Курганская область получит на 2020 год 6,1 млрд рублей субсидий. То есть их объем по сравнению с 2019 годом (4,6 млрд рублей) вырастет сразу на полтора миллиарда рублей.
Для сокращения низкой финансовой обеспеченности Курганской области впервые выделены дополнительные средства. Это, во-первых, 711,2 млн рублей за достижение показателей деятельности органов власти субъекта на 2019 год. Во-вторых, это 3,4 млрд рублей на обеспечение сбалансированности бюджета на 2019 год. И в-третьих, на выравнивание бюджетной обеспеченности - 12, 3 млрд рублей на 2019 год и 13,2 млрд рублей на 2020 год. Региональные власти будут сами принимать решения как использовать эти средства федеральной поддержки. Кроме того, существенно увеличены средства на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы: на 2020 год предусмотрено 1 244 млн рублей, тогда как в 2019 году было 834,6 млн рублей».
Миллионы – на социальную сферу
«Власти Курганской области не раз обращались в парламент с просьбой помочь в решении социальных проблем региона, - продолжает Александр Ремезков. - Наша совместная работа, в том числе мои депутатские запросы в профильные федеральные министерства и ведомства, дала хорошие результаты – в рамках федерального бюджета выделены значительные средства на строительство социальных объектов в Курганской области. Это 337,4 млн рублей в 2020 году и 442, 7 млн рублей в 2021 году на строительство пяти детских садов-яслей и трех пристроек к имеющимся детским садам. И еще сотни миллионов рублей на строительство и модернизацию школ в 2020-2021 годах - 368,1 млн рублей на школу на 1100 мест в Шадринске, 682,7 млн рублей – на школу на 1100 мест в селе Кетово, 473,5 млн рублей - на новую школу на полторы тысячи мест в Кургане.
«Справедливая Россия» вносила ряд поправок ко второму чтению законопроекта о федеральном бюджете на 2020-2022 годы, а также в закон об изменениях в бюджете 2019 года, которыми предлагалось выделить дополнительные средства на обеспечение жильем детей-сирот, на компенсации пожилым людям взносом на капремонт, на переселение граждан из районов Крайнего Севера. К сожалению, парламентское большинство отклонило эти поправки.
И хотя в масштабах всей страны профинансировать такие меры господдержки не удалось, Курганская область все же получит средства из федерального бюджета на решение этих социальных проблем. На предоставление жилых помещений детям-сиротам региону выделят на 2019 год – 82 млн рублей, а затем на 2020-2022 годы последовательно 63, 70 и 71 млн рублей. На компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капремонт в 2019-2022 годах будет ежегодно направляться по 7-8 млн. рублей. На приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, области в 2020 году выделят 4 млн рублей, а в 2021-2022 годах – по 2,5 млн рублей.
Помимо этих «точечных» мер поддержки было принято масштабное и важное как для Курганской области, так и для всех остальных регионов решение, которое поможет снизить долговую нагрузку и создать лучшие условия для реализации инвестпроектов. Федеральный центр изменил график погашения бюджетных кредитов регионами.
В прошлом году было принято решение о том, что два года субъекты РФ платят по 5 процентов своей задолженности, в 2020 году – 10 процентов, а потом четыре года – по 20 процентов.
Теперь решено, что в 2020–2024 годах, то есть в период реализации нацпроектов, регионы будут платить ежегодно только 5% от суммы задолженности по бюджетным кредитам. Высвободившиеся средства они должны направить на реализацию на своих территориях инвестиционных проектов в 2025–2029 годах. По предварительным оценкам, сумма высвободившихся таким образом средств за пять лет превысит 440 млрд рублей.
Это означает, что вместо того, чтобы отдавать средства обратно в федеральный бюджет, регионы смогут вкладывать их в создание инфраструктуры на своей территории, в том числе, подводить необходимые сети и дороги к строящимся на средства частных инвесторов предприятиям. Все это обеспечит рост налоговых поступлений и создание новых рабочих мест. Регионы также получат возможность списать часть долга в объеме роста поступлений федеральных налогов в результате реализации инвестпроектов».