Об этом представители Центрального военного округа завили сегодня на внеплановом заседании областной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Рвутся трубы, рушатся погреба
Однако только в региональную службу МЧС за сентябрь-декабрь поступило 1 192 сообщения о колебаниях. Спасателям звонят челябинцы и жители Чебаркульского района.
Власти Чебаркуля подсчитывают не только количество обращений, но и убытки, которые несёт городское хозяйство от взрывов на полигоне.
По словам замглавы Чебаркуля Юрия Матвеева, от мероприятий по утилизации боеприпасов страдают и промышленные предприятия - в цехах взрывной волной выбивает стёкла. Кроме этого, «дрожь земли» негативно отражается и на состоянии городских инженерных сетей. Так, этой осенью коммунальщики зафиксировали 34 аварии на водопроводе. Рвёт трубы этой осенью вдвое чаще, чем в октябре-ноябре прошлого года.
Андрей Лундин, начальник отдела ГО и ЧС Чебаркульского района рассказал, что в школах посёлков Бишкиль и Тимирязево от взрывов вылетели оконные стёкла, а в посёлке Ключи оборвало штангу глубинного насоса, отчего котельная встала на сутки. Кроме этого, в одном из домов Аджитарово, где хозяева недавно сделали евроремонт, треснули стены и «лопнула» печь.
- Я сам наблюдаю зарево от взрывов с балкона своего дома, - добавил он. – В Чебаркуле в новых домах проседают трубы и образуются трещины. Одна из сотрудниц нашего отдела пожаловалась, что от взрывной волны в её квартире сервант упал на холодильник. А у жителей окрестных деревень обваливаются погреба и разрушаются сараи.
Давайте согласовывать строевую!
Локализацию и природу землетрясений в Челябинске выясняли учёные института геофизики Уральского отделения РАН. С 15 ноября по 15 декабря полевой отряд провёл сейсмический и геодинамический мониторинг ситуации.
Данные о взрывах фиксировали 4 современные сейсмостанции, установленные на территории области и 3 GPS-станции в областном центре. Учёные пришли к выводу, что источник колебаний находится на 255 общевойсковом полигоне Чебаркульского гарнизона, и в землетрясение вызывают акустические, или звуковые волны, которые распространяются со скоростью 320-338 метров в секунду. Свердловские геофизики зарегистрировали в Челябинской области 531 взрыв.
По заключению, заряды утилизируются сериями. В день могут взывать до 4 серий по 7 зарядов в каждой, с интервалом в 1-2 минуты.
Представители военного ведомства, в свою очередь, продолжают ссылаться на заключение другого учёного - профессора Владимира Бондарева. В нём, по словам замначальника штаба Центрального военного округа Игоря Красина, физик отметил следующее: если масса зарядов в тротиловом эквиваленте не превышает допустимую, то последствия от взрывов для людей и объектов на расстояниях 30-70 ккилометров весьма малы. И эти воздействия, ничтожны по сравнению с силой взрывов, которые проводят на карьерах.
Полковник Красин добавил, что непригодные и снятые с образцов техники боеприпасы уничтожаются по федеральной программе, разработанной после взрывов на военных складах в Ульяновске. Замначальника штаба ЦВО ещё раз подчеркнул, что расположение площадок, где уничтожаются боеприпасы, согласовано с должностными лицами. А суммарная масса заряда взрывчатого вещества, как и положено, не превышает 500 килограммов в тротиловом эквиваленте.
- Если, как вы утверждаете, согласовывать утилизацию нужно с жителями окрестных деревень, тогда давайте согласовывать и строевую подготовку в частях, и стрельбы, - отметил полковник. А после предложил. - Если к нашему ведомству доверия нет, то мы готовы разрешить гражданскому должностному лицу присутствовать при взрывах и считать количество боеприпасов.
Выжигание возьмём на себя
Между тем, как прозвучало на комиссии, в Челябинскую область недавно пригнали на утилизацию ещё 10 железнодорожных вагонов с боеприпасами, и столько же 60-тонных вагонов должны прибыть на Южный Урал в ближайшее время.
Сделать утилизацию боеприпасов безопасной и «мирной» предложил на комиссии Вячеслав Шестопалов, директор завода «Пластмасс», предприятия по производству взрывчатки. Технологи предприятия, расположенного в Копейске, готовы эту работу взять на себя.
- На нашем заводе уже год используется технология утилизации боеприпасов путём выгорания взрывчатых веществ, - прокомментировал Вячеслав Шестопалов. – Технология медленного выжигания взрывчатки исключает взрыв как таковой и не вредит экологии. Её применяют не только в одном Копейске, но и на заводах в Стерлитамаке и Калининградской области.
Наши технологи готовы сотрудничать с военными даже на внебюджетной основе. За свои услуги мы примем то, что останется после утилизации боеприпасов – к примеру, корпуса снарядов. Всё это нужные в нашем производстве медь и сталь. Пока эти отходы разлетаются по территории всего Чебаркульского полигона и засоряют окружающую среду.