52 года совместной жизни пролетели как один день. Илья Ильич и Валентина Фёдоровна – врачи, доктора медицинских наук, имеющие почти полувековой преподавательский стаж за плечами. Он – президент ЮУГМУ, она – главный внештатный специалист УрФО по детской и подростковой гинекологии.
Но самыми большим достижением Долгушины считают своих дочерей, Марию и Анастасию, которые тоже стали врачами. Уже и внучка учится в ординатуре. Врачебная династия продолжается.
«Нас сблизила жареная картошка»
Илья родился и вырос в посёлке Черноотрог Агаповского района. Мечтал стать математиком и даже хотел поступать на математический факультет МГУ. Решение поменял в последнем классе, когда прочёл книгу Поля Крюи «Охотники за микробами».
– Там показан героизм врачей-микробиологов. Они занимались очень рисковой специальностью. В то время, когда о микробах было мало что известно, находили возбудителей, заражали сами себя, чтобы доказать, что именно этот микроб является возбудителем болезни. И нередко умирали от самозаражения, – объясняет Илья Ильич.
Книга, изменившая судьбу, была и у Валентины – повесть «Коллеги» Василия Аксёнова. До её прочтения она хотела поступить на педагогический факультет и стать учителем, как старшая сестра.
«Повесть романтическая, а тогда все мы были немного романтиками, и вот это так на душу легло. Я не та, кто с детства делал куклам уколы. И в семье никого из медиков не было. До сих пор не понимаю, как мне, девочке из обычной школы, удалось поступить в мединститут. В то время конкурс был очень высоким. Возможно, потому что я неплохо училась и хорошо занималась», – вспоминает Валентина Фёдоровна.
Учились они на одном курсе и первые четыре года не замечали друг друга: слишком разными были людьми. Валентина – активистка, общественница, ленинский стипендиат. Илью общественная работа интересовала мало, он с головой был погружён в науку и туризм. Искра между ними пробежала лишь на пятом курсе.
«Я была домашней девочкой, но на курсе дружила с подругами, которые жили в общежитии. Наш дом стоял на той же улице Воровского, что и общежитие мединститута, и я иногда приходила к однокурсницам. Там царила особая атмосфера. Мы жарили картошку», - рассказывает Валентина Фёдоровна.
«Она туда ходила поесть жареной картошки», – лукаво прищуривается Илья Ильич.
«Однажды засобиралась домой уже поздно вечером, и девчонки говорят Илье (его комната была на том же этаже): «Сходи проводи». Вот тогда, наверное, искра между нами и промелькнула. Мы начали встречаться, а на шестом курсе поженились. Вместе уже 52 года. Золотую свадьбу отметили узким семейным кругом, потому что, к сожалению, не все друзья, кто был полвека назад с нами в загсе, остались живы», - продолжает Валентина Фёдоровна.
Без иммунологии никуда
После окончания лечебного факультета Челябинского медицинского института (ныне медуниверситет, ЮУГМУ) Илья Ильич стал работать на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии и клинической лабораторной диагностики. В то время кафедру возглавлял знаменитый профессор Эберт, портрет которого и сейчас висит над рабочим столом Ильи Ильича. Благодаря Льву Эберту кафедра стала одной из ведущих в институте, там как нигде царила атмосфера поиска и большой науки.
Именно он заразил Долгушина любовью к иммунологии. Всю свою жизнь наш герой посвятил изучению нейтрофилов – особых клеток крови, которые отвечают за иммунитет. Из них он со своими учениками впервые сумел выделить пептиды, с помощью которых можно как повышать, так и понижать иммунный ответ организма.
Илья Долгушин – основатель научной школы в области клинической и экспериментальной иммунологии. В 2001 году создал и возглавил научно-исследовательский институт иммунологии в родном вузе. Институт успешно функционирует по сей день.
«Преимущество института в том, что он финансируется государством, а наука, как известно, дело дорогое. Нам удалось обзавестись хорошей иммунологической лабораторией и развернуть целый комплекс исследований. Под моим руководством защищено 105 диссертаций, из них 79 кандидатских и 26 докторских», – объясняет Долгушин.
Валентина избрала своей стезёй самую женскую специальность – акушерство и гинекологию. Авторитетом для неё стала Людмила Васильевна Афиногенова, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета мединститута.
«Мне, когда молодая была, предложили заняться гинекологией детского и подросткового возраста. Это привело к тому, что сейчас я главный специалист минздрава Челябинской области и УрФО по детской и подростковой гинекологии, – констатирует Валентина Фёдоровна. – Многие почему-то думают, что я занимаюсь «ранними беременностями». Вовсе нет. Около 10% девочек имеют патологию репродуктивной системы. Если это вовремя распознать и вылечить, у каждой из них будет шанс стать матерью».
Казалось бы, две такие разные стези, но Илья Ильич сумел заразить иммунологией и жену. Одним из главных направлений её деятельности стала иммунология женской репродуктивной системы.
«Она очень хорошо ориентируется в клинической иммунологии и репродуктологии, – говорит Илья Ильич. – Мы живём в одной квартире и поэтому, конечно, обмениваемся информацией. Родилась идея, защитилась диссертация».
Героиня нашей публикации совсем не феминистка. «Жена должна быть покорной мужу», – нередко любит повторять она.
«Когда мне за семейным застольем говорили какой-нибудь комплимент, мама Ильи, у которой он был единственным сыном, отвечала: «Жена красна мужем». И я с этим никогда не спорила», – вспоминает Валентина Фёдоровна.
Удивительно, что при таком традиционном укладе оба супруга смогли реализоваться в научной сфере.
«Первым, конечно, шёл Илья Ильич, – говорит Валентина Фёдоровна. – Он в 31 год стал доктором наук. Спустя полгода я защитила кандидатскую. А потом мы поехали в Африку».
Африканская командировка
Два года, с 1981-го по 1983-й, проведённые в Конакри (столица Гвинеи), Долгушины вспоминают как самые сложные в своей жизни. Республика Гвинея являлась для СССР крупнейшим поставщиком бокситов. Сотрудничество в экономической сфере побудило к развитию культурных и научных связей.
«Минздрав направил от нашего вуза преподавателей и профессоров в Конакри. Это была своеобразная спонсорская работа. Мы преподавали те же дисциплины, что и здесь. Валентина – акушерство и гинекологию, я – иммунологию. Уровень университета был, конечно, слабенький», – вспоминает Илья Ильич.
Двух дочек, третьеклассницу Марию и первоклашку Настю, пришлось оставить в Челябинске на бабушек и дедушек. Сначала была полугодовая командировка в Москву на курсы изучения французского языка («Так интенсивно мы не занимались никогда в жизни», – вспоминает Илья Ильич). В итоге местное население, для которого французский – второй язык, понимало челябинских преподавателей лучше, чем их коллег из Франции.
«Кстати, в Конакри мы впервые наблюдали ВИЧ-инфицированных пациентов. Тогда ни о вирусе, ни о синдроме иммунодефицита ещё никто не знал. Лишь в начале 1990-х, когда рассказали про СПИД, у нас вся эта картина сложилась. А на тот момент, когда ко мне поступали такие пациентки, местные сотрудники подходили и говорили: «Будьте осторожны, доктор. У неё плохая болезнь», – вспоминает Валентина Фёдоровна.
«Там вообще инфекции всякой полно. Я впервые увидел ребёнка, который страдал бешенством, – добавляет Илья Ильич. – Ещё была практически стопроцентная заболеваемость сифилисом. ВОЗ решила эту проблему с помощью вакцин и антибиотиков».
В Конакри Долгушины могли задержаться и на третий год, но не стали: всё-таки главным своим проектом они считали и считают дочерей, которые очень скучали без родителей. Впоследствии девочки тоже выбрали медицинскую стезю, но вот специализация у каждой своя: Анастасия – гастроэнтеролог, терапевт, Мария – невролог. Обе получили учёную степень доктора медицинских наук. К слову, дочь Марии уже учится в ординатуре и готовится стать неврологом.
Мечта четы Долгушиных – чтобы медицинское образование в нашей стране не останавливалось на достигнутом. Чтобы у студентов было больше возможностей практиковаться, а у преподавателей – больше времени на общение со студентами. Сейчас, когда медицинские вузы подчинены двум ведомствам (во-первых, Минздраву, во-вторых, Министерству науки и высшего образования), времени на работу со студентом остаётся всё меньше и меньше. Драгоценные силы преподавателей тратятся на заполнение бесконечных отчётов.
«Контролируют нас оба ведомства, но особенно напрягают проверки Минобра. Вместо методической работы и повышения квалификации преподаватель тратит время на бумаготворчество, – грустно вздыхает Илья Ильич. – Будучи ректором, я выступал в Государственной думе РФ. Говорил, что нам нужно возвращаться к советской системе подготовки врачей. Но мой голос не был услышан. Спустя годы понимаю: вернуть старое невозможно, да и не нужно. Но необходимо на основе полученного положительного и отрицательного опыта создавать своё. Есть идеи, есть шанс. Главное – нужна политическая воля».