Ежегодно всё больше родителей и детей склоняются к мысли, что колледж – замечательная альтернатива 10 и 11 классам. Кроме того, это ещё и возможность избежать ЕГЭ.
Путь к высшему образованию
Колледжи – это не ПТУ, поэтому они не ассоциируются только с рабочими специальностями, сюда всё чаще поступают будущие юристы, программисты или инженеры. Многие после колледжа планируют идти в вуз и считают, что так легче путь к высшему образованию и выше шансы поступить на бюджет.
Раньше в большинстве вузов выпускников с СПО (среднее профобразование) принимали по внутренним экзаменам. Но скоро ситуация может измениться: возможно, для выпускников колледжей тоже введут ЕГЭ. То есть после окончания колледжа им всё равно придётся сдавать госэкзамен для поступления в вуз.
«В этом году уже появились нюансы, - предупредила начальник управления профобразования Минобрнауки Челябинской области Ольга Статирова. – Выпускники колледжей всё так же поступают в вузы по внутренним экзаменам, но уже профильной направленности».
«Технари» в плюсе
В этом году южноуральские колледжи примут на бюджет порядка 17 тысяч ребят. В некоторых вузах федерального значения также есть колледжи, которые берут ребят на бюджет, а это еще плюс 1,5 тысячи. Около 5 тысяч абитуриентов ежегодно поступают в колледжи на платной основе. Общий объём бюджетных мест не уменьшается, но внутри него регулярно происходит перераспределение. Например, в этом году увеличится количество бюджетных мест на направления IT-подготовки. Традиционно 60% от общего объема предусмотрено для технических специальностей.
«На «технарей» и спрос вечный, - комментирует Статирова, - поэтому они трудоустраиваются ещё на четвёртом курсе, до получения диплома. Многие предприятия заранее заботятся о том, чтоб получить выпускников, и заключают с абитуриентами целевые договора».
На бесплатное обучение в колледж обычно берут тех, у кого выше средний балл аттестата. Но если у 25 абитуриентов одинаковый средний балл, то преимущества будут именно у целевиков. Имеют значение также индивидуальные успехи и достижения.
На работу с третьего курса?
Востребованность технических специалистов подтверждают в колледжах.
«Буквально за последний месяц к нам обратились несколько работодателей – РЖД, «Мечел», Златоустовский машиностроительный завод, - рассказала замдиректора по учебно-воспитательной работе Златоустовского индустриального колледжа им. П.П.Аносова Светлана Сандалова. – «Мечел» участвует в подготовке наших ребят и трудоустраивает их уже с третьего курса. Для некоторых студентов мы даже создаем индивидуальные учебные планы, чтобы они могли совмещать учёбу с работой».
В этом году колледжу исполняется 115 лет, здесь готовят специалистов для машиностроительной отрасли, тепло- и электроэнергетики, строителей, сварщиков и т.п. Учащиеся показывают высокие результаты в чемпионатах Worldskills и других конкурсах профмастерства.
«Иногда абитуриенты цепляются за название специальности, но не отдают себе отчета в том, хлебная она или нет, - рассуждает замдиректора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» Сергей Родионов. – Всегда в цене выпускники направлений строительства, архитектуры, машиностроения, электромонтажа и т.д. Растёт год от года и конкурс по ним. В прошлом году мы приняли на бюджет 600 абитуриентов и ещё 150 «платников». Приятно радуют отзывы потенциальных работодателей, у которых наши студенты практикуются, на предприятиях довольны качеством подготовки ребят».
Учить под конкретные задачи
Сегодня в Челябинской области реализуется федеральный проект «Профессионалитет», главная цель которого - готовить выпускников под задачи конкретных предприятий. В рамках проекта в стране будет создано 70 образовательно-производственных кластеров, и 4 из них в нашей области: кластер по машиностроению, по металлургии и два по атомной отрасли. По этим специальностям будет больше возможностей поступить на бюджет.
«Профессионалитет» - это возможность для работодателя участвовать в системе подготовки специалистов совместно с государственными колледжами, формировать свои запросы к программам и готовить востребованные на своих производствах кадры, - поделилась мнением замдиректора по учебной работе ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» Татьяна Дядичкина. - У нас уже есть наглядный пример: завод «ДСТ-Урал» софинансировал устройство материально-технической базы, модернизацию учебных мастерских и разрешил безвозмездно пользоваться сварочными роботами. Предприятие готово заключить целевые договоры с 25 абитуриентами. На 2022-2023 учебный год мы набираем абитуриентов на 13 образовательных программ, 5 из них вошли в проект «Профессионалитет». Это сварщики ручной и частично механизированной сварки, оператор на станках с ЧПУ, специалист технологий металлообрабатывающего производства. Ребят берем как после 11, так и после 9 классов. Всего в рамках «Профессионалитета» планируем обучить 150 человек, это исключительно очное отделение».
Что-то новенькое!
До 2031 года в стране планируется создать около 400 колледжей креативных технологий. Пилотные проекты уже реализуются в семи регионах, в том числе в Челябинской области.
«Займёмся подготовкой кадров для креативных индустрий! – говорит замдиректора по учебной работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» Татьяна Занова. – Речь о новых специальностях, некоторых раньше даже не было в Челябинской области, например, анимация и фототехника. Будут созданы уникальные студии - студия разработки компьютерных игр, студия медиаконтента, студия цифрового производства, студия звукозаписи. Конечно, предусмотрены бюджетные места».
В связи с новшествами в колледже пересмотрели цифры приема. Традиционными всегда были технические и экономические специальности. Бюджетный приём на экономические теперь сокращён в пользу новых.
«На рынке труда уже переизбыток экономистов и бухгалтеров, поэтому мы тоже перераспределяем бюджетные места на более перспективные направления, - призналась педагог-психолог ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова» Ольга Мерзляк. – Всего в колледже предусмотрено 400 бюджетных мест на будущий учебный год. Реализуется 16 образовательных программ - информационные вычислительные технологии, электро- и теплоэнергетика, технология и техника строительства, нефтяное дело и геодезия и др. Сроки обучения - от 10 месяцев до 3 лет».
Это интересно
Марина Буслаева, директор колледжа ЮУрГГПУ:
- В 2023 году нашему колледжу исполнится 10 лет. Он находится на базе педуниверситета, также представлен филиалами во многих районах области. Наши студенты успешно участвуют в чемпионатах Вордскиллс и Абилимпикс, а после колледжа большинство продолжает образование в университете, поступая через внутренний экзамен без сдачи ЕГЭ. С 2018 года количество бюджетных мест в колледже постоянно растёт. Так, в прошлом году было набрано 214 студентов и больше половины (110 человек) на бюджет. Нынче количество бюджетных мест снова будет увеличено.
Колледж реализует четыре образовательных программы - дошкольное образование, преподавание в начальных классах, специальное дошкольное образование и физкультура. Обучение по всем программам ведётся как очно, так и заочно, но бюджетные места предусмотрены только для очной формы обучения. По направлению «Физкультура» обучение только платное.
Елена Зайко, директор «Челябинский педагогический колледж №2»:
- Наш лозунг – «Мы работаем на будущее!» Колледжу уже 85 лет, традиционные направления педагогические - это дошкольное образование и преподавание в начальных классах. Ежегодно выделяются 175 бюджетных мест, как для очников, так и для заочников. Средний балл аттестатов держится на уровне 4,2. Интересная тенденция: последние три года конкурс на дошкольное образование составляет 3,6 человек на место, а вот по конкурсу на преподавание в начальных классах произошёл скачок - с 6 до 8 человек на место. И мы наблюдаем огромный спрос на наших выпускников! За прошлый год резко увеличилось количество договоров: их спешат заключать детсады, школы и даже детские оздоровительные лагеря. Студентов нарасхват берут на практику и предлагают дальнейшее трудоустройство. Четверокурсники, как правило, уже все при работе, особенный спрос на педагогов для коррекционных классов.