Даже в современном городе можно оказаться посреди старинного бала или на пикнике в окружении дам и кавалеров, одетых в костюмы позапрошлого века. Основатель и руководитель челябинской студии исторических танцев «Гаттака» Дмитрий Хань рассказал chel.aif.ru, какие популярные представления о балах не соответствуют действительности и как выглядело купание в XIX веке.
Купальник для руководителя
Эльдар Гизатуллин, chel.aif.ru: Как возникло увлечение историческими танцами? Повлиял какой-нибудь фильм или картина?
Дмитрий Хань: В студенческие годы я был активистом, организатором – занимался, например, посвящением в студенты. И в какой-то момент задумался над молодежными танцами. Я не понимал, как этими странными, ломаными движениями можно привлечь противоположный пол, как общаться при громкой музыке. Нашёл на механико-математическом факультете ЮУрГУ единомышленников, которые тоже интересовались историческими танцами. И постепенно со студенческой тусовки всё выросло до мирового движения, так как мы принимаем участие в проектах и акциях даже за рубежом.
Название «Гаттака» выбрали, так как в одноимённом фильме рассказывается о том, что вне зависимости от происхождения можно добиться блестящих результатов, если будешь вкладывать усилия. Мы можем подготовить любого человека, даже с ограниченными возможностями по здоровью. И это не просто интересно – можно лучше узнать свою историю, научиться ценить преемственность поколений.
– Где можно проводить балы? Надо ведь, чтобы обстановка вокруг была соответствующая.
– В Челябинске немало старинных особняков, названия которых на слуху. Например, особняк Покровского около Государственного исторического музея Южного Урала. В этом здании бывшего городского общественного собрания в начале ХХ века действительно проводили балы, и мы возродили эту традицию.
Часто выезжаем и в область, в места, где сохранились здания той эпохи. В Миассе это дом золотопромышленника Симонова, купца Смирнова (там сейчас находится Музей пельменя). В Кыштыме это отреставрированный Народный дом, сейчас идёт реставрация Белого дома.
– А правда ли, что однажды вы устроили пляжную вечеринку, использовав старинные купальные костюмы?
– Была у нас совместная акция с Союзом женщин Челябинской области – дефиле в старинных костюмах. И одной из участниц мы предложили примерить старинный купальник. Она возмутилась: «Как? Я, руководитель высокого ранга, буду ходить перед всеми в купальнике?» Но когда мы принесли костюм для прогулок на яхте, купальный костюм, стало ясно, что сейчас по улице мы ходим в гораздо более открытых нарядах.
А пляжную вечеринку мы устроили в Миассе на берегу озера Тургояк. Даже сделали повозку для купания. Потому что мужчины и женщины купались раздельно. Дамы в красивых костюмах заходили в тележку, её завозили в воду. Внутри дамы переодевались, купались – или снаружи, или даже внутри повозки (было специальное отверстие), снова переодевались. Тележку возвращали на берег, и дамы выходили в тех же красивых нарядах.
Тогда же на вечеринке был американский гость, который предложил воспроизвести один из обычаев конца XIX и начала XX веков – танцы с едой. Садишься к кому-то, угощаешься, потом танцуете. Затем надо пересесть к другому человеку. А ведущий при этом рассказывает что-то интересное о блюдах и танцах.
– То есть среди участников есть и иностранцы?
– Мы и сами с нашими мастер-классами побывали в США. Приходило много людей, в том числе русскоговорящие. И иностранцы приезжают на наши фестивали. Знаете, мы привыкли воспринимать город критично. А когда к нам в 2013 году приезжал один из лучших в мире историков танца Ричард Пауэрс, то поразил своими впечатлениями. Он жил в Металлургическом районе, гулял по Челябинску и заявил: «У вас такой красивый город!» Я ему говорю: «Но запах…» А Ричард отвечает: «Это же промышленный город, он и должен пахнуть, заводы работают. Зато сколько у вас парков, и в целом город развивается». После он приехал в 2019 году и сказал: «Ваш город изменился в лучшую сторону ещё больше!»
Сто свечей – это дорого
– А какие стереотипы существуют о старинных балах?
– Все мы читали «Войну и мир» Льва Толстого, и о балах зачастую судим по этому произведению. Но Толстой не жил в то время, которое описывал, и ошибался во многих деталях, от звука, издаваемого платьями, до видов танцев.
Большинство считает, что на балу танцевали вальсы. Но на самом деле в основном в XIX веке танцевали кадрили. Но это не народная кадриль, которую привыкли видеть на деревенских вечёрках, а построение в пять фигур в квадрате, определённая техника. Длится такая кадриль примерно 15 минут.
И помещения были не так ярко освещены, как сейчас. Далеко не все могли купить сто свечей и сжечь их за один вечер. Это было очень дорого. Чаще всего собирали своих ближайших друзей и знакомых – по деревенской округе, например. Платья тоже далеко не всегда были яркие. У нас, кстати, есть швейный клуб, где рассказывают, как надо шить, каким швом, куда этот шов передвинется через 10 лет использования наряда.
– Вы стремитесь максимально погрузиться в ту среду? То есть прошлое вас привлекает больше, чем настоящее?
– Есть люди, которые следят очень тщательно за мельчайшими деталями. Другие ориентируются на общение в стиле эпохи. Мы стремимся держаться золотой середины. Да, мы просим не доставать сотовые телефоны на балах, избегать современных фраз и вещей, но взамен люди получают экскурс в другую жизнь.
У нас часто бывают зрители. Мы же стараемся показать красоту той эпохи, её галантность. При этом не примеряем маски, остаёмся современными людьми. Но я, например, ограничиваю себя в поведении нормами той дальней эпохи, этикетом. Это касается и того, как обращаться с дамами, открывать им дверь, что уже делают не все. На наших мероприятиях можно отдохнуть от социальных сетей. Фестивали у нас длятся по несколько дней, и потом люди уже задумываются: «А может, мне и не сидеть в смартфоне так много?» Кто-то начинает отказываться от спортивной одежды, юноши и дамы одеваются более элегантно.
Под звуки граммофона
– Верно ли, что и свою свадьбу вы провели в старинном стиле?
– Да, ведь мы с женой и познакомились благодаря общему увлечению. Правда, не все гости были в костюмах прошлых лет. А год назад в особняке Покровского подошли к подготовке боле тщательно. Тогда отмечали свадьбу ребята из нашей студии. Изучили сведения о том, как проходила городская свадьба в старой Челябе. Оказывается, букет тогда не бросали. Один из букетов невесты разбирали на подарки девушкам и юношам, делали бутоньерки.
– Не было ли желания поставить более древние танцы, скажем, средневековые?
– Чем дальше от нас по времени, тем сложнее правильно воспроизвести многие детали. Хотя знаю ребят, которые воспроизводят даже жизнь в первобытное время – костюмы, быт и танцы в том числе. Но насколько это интересно широкой массе людей – большой вопрос. Мы занимаемся XIX и началом XX века, потому что это история наших прабабушек и прадедушек.
Я застал свою прабабушку, которая прожила 101 год. Однажды я пришёл к ней в гости, и она мне показала старинные пластинки. Я сразу же увидел, что это те самые танцы, которые мы ставим! Я попросил её показать какие-то движения, которые исполняли мои предки под граммофон – всё то же самое. Для меня это было неким откровением, доказательством того, что мы всё делаем правильно.