Примерное время чтения: 8 минут
545

В чём ошибался Лев Толстой? Современные танцоры возрождают старинные балы

Для проведения балов выбирают старинные особняки, чтобы сохранить атмосферу.
Для проведения балов выбирают старинные особняки, чтобы сохранить атмосферу. Из личного архива Дмитрия Ханя

Даже в современном городе можно оказаться посреди старинного бала или на пикнике в окружении дам и кавалеров, одетых в костюмы позапрошлого века. Основатель и руководитель челябинской студии исторических танцев «Гаттака» Дмитрий Хань рассказал chel.aif.ru, какие популярные представления о балах не соответствуют действительности и как выглядело купание в XIX веке.

Купальник для руководителя

Эльдар Гизатуллин, chel.aif.ru: Как возникло увлечение историческими танцами? Повлиял какой-нибудь фильм или картина?

Дмитрий Хань: В студенческие годы я был активистом, организатором – занимался, например, посвящением в студенты. И в какой-то момент задумался над молодежными танцами. Я не понимал, как этими странными, ломаными движениями можно привлечь противоположный пол, как общаться при громкой музыке. Нашёл на механико-математическом факультете ЮУрГУ единомышленников, которые тоже интересовались историческими танцами. И постепенно со студенческой тусовки всё выросло до мирового движения, так как мы принимаем участие в проектах и акциях даже за рубежом.

Название «Гаттака» выбрали, так как в одноимённом фильме рассказывается о том, что вне зависимости от происхождения можно добиться блестящих результатов, если будешь вкладывать усилия. Мы можем подготовить любого человека, даже с ограниченными возможностями по здоровью. И это не просто интересно – можно лучше узнать свою историю, научиться ценить преемственность поколений.

– Где можно проводить балы? Надо ведь, чтобы обстановка вокруг была соответствующая.

– В Челябинске немало старинных особняков, названия которых на слуху. Например, особняк Покровского около Государственного исторического музея Южного Урала. В этом здании бывшего городского общественного собрания в начале ХХ века действительно проводили балы, и мы возродили эту традицию.

Часто выезжаем и в область, в места, где сохранились здания той эпохи. В Миассе это дом золотопромышленника Симонова, купца Смирнова (там сейчас находится Музей пельменя). В Кыштыме это отреставрированный Народный дом, сейчас идёт реставрация Белого дома.

– А правда ли, что однажды вы устроили пляжную вечеринку, использовав старинные купальные костюмы?

– Была у нас совместная акция с Союзом женщин Челябинской области – дефиле в старинных костюмах. И одной из участниц мы предложили примерить старинный купальник. Она возмутилась: «Как? Я, руководитель высокого ранга, буду ходить перед всеми в купальнике?» Но когда мы принесли костюм для прогулок на яхте, купальный костюм, стало ясно, что сейчас по улице мы ходим в гораздо более открытых нарядах.

А пляжную вечеринку мы устроили в Миассе на берегу озера Тургояк. Даже сделали повозку для купания. Потому что мужчины и женщины купались раздельно. Дамы в красивых костюмах заходили в тележку, её завозили в воду. Внутри дамы переодевались, купались – или снаружи, или даже внутри повозки (было специальное отверстие), снова переодевались. Тележку возвращали на берег, и дамы выходили в тех же красивых нарядах.

Дамы на фото - в купальных костюмах.
Дамы на фото - в купальных костюмах. Фото: Из личного архива Дмитрия Ханя

Тогда же на вечеринке был американский гость, который предложил воспроизвести один из обычаев конца XIX и начала XX веков – танцы с едой. Садишься к кому-то, угощаешься, потом танцуете. Затем надо пересесть к другому человеку. А ведущий при этом рассказывает что-то интересное о блюдах и танцах.

– То есть среди участников есть и иностранцы?

– Мы и сами с нашими мастер-классами побывали в США. Приходило много людей, в том числе русскоговорящие. И иностранцы приезжают на наши фестивали. Знаете, мы привыкли воспринимать город критично. А когда к нам в 2013 году приезжал один из лучших в мире историков танца Ричард Пауэрс, то поразил своими впечатлениями. Он жил в Металлургическом районе, гулял по Челябинску и заявил: «У вас такой красивый город!» Я ему говорю: «Но запах…» А Ричард отвечает: «Это же промышленный город, он и должен пахнуть, заводы работают. Зато сколько у вас парков, и в целом город развивается». После он приехал в 2019 году и сказал: «Ваш город изменился в лучшую сторону ещё больше!»

Сто свечей – это дорого

– А какие стереотипы существуют о старинных балах?

– Все мы читали «Войну и мир» Льва Толстого, и о балах зачастую судим по этому произведению. Но Толстой не жил в то время, которое описывал, и ошибался во многих деталях, от звука, издаваемого платьями, до видов танцев.

Большинство считает, что на балу танцевали вальсы. Но на самом деле в основном в XIX веке танцевали кадрили. Но это не народная кадриль, которую привыкли видеть на деревенских вечёрках, а построение в пять фигур в квадрате, определённая техника. Длится такая кадриль примерно 15 минут.

И помещения были не так ярко освещены, как сейчас. Далеко не все могли купить сто свечей и сжечь их за один вечер. Это было очень дорого. Чаще всего собирали своих ближайших друзей и знакомых – по деревенской округе, например. Платья тоже далеко не всегда были яркие. У нас, кстати, есть швейный клуб, где рассказывают, как надо шить, каким швом, куда этот шов передвинется через 10 лет использования наряда.

– Вы стремитесь максимально погрузиться в ту среду? То есть прошлое вас привлекает больше, чем настоящее?

– Есть люди, которые следят очень тщательно за мельчайшими деталями. Другие ориентируются на общение в стиле эпохи. Мы стремимся держаться золотой середины. Да, мы просим не доставать сотовые телефоны на балах, избегать современных фраз и вещей, но взамен люди получают экскурс в другую жизнь.

У нас часто бывают зрители. Мы же стараемся показать красоту той эпохи, её галантность. При этом не примеряем маски, остаёмся современными людьми. Но я, например, ограничиваю себя в поведении нормами той дальней эпохи, этикетом. Это касается и того, как обращаться с дамами, открывать им дверь, что уже делают не все. На наших мероприятиях можно отдохнуть от социальных сетей. Фестивали у нас длятся по несколько дней, и потом люди уже задумываются: «А может, мне и не сидеть в смартфоне так много?» Кто-то начинает отказываться от спортивной одежды, юноши и дамы одеваются более элегантно.

Участники бала стараются воссоздать атмосферу той или иной эпохи.
Участники бала стараются воссоздать атмосферу той или иной эпохи. Фото: Из личного архива Дмитрия Ханя

Под звуки граммофона

– Верно ли, что и свою свадьбу вы провели в старинном стиле?

– Да, ведь мы с женой и познакомились благодаря общему увлечению. Правда, не все гости были в костюмах прошлых лет. А год назад в особняке Покровского подошли к подготовке боле тщательно. Тогда отмечали свадьбу ребята из нашей студии. Изучили сведения о том, как проходила городская свадьба в старой Челябе. Оказывается, букет тогда не бросали. Один из букетов невесты разбирали на подарки девушкам и юношам, делали бутоньерки.

– Не было ли желания поставить более древние танцы, скажем, средневековые?

– Чем дальше от нас по времени, тем сложнее правильно воспроизвести многие детали. Хотя знаю ребят, которые воспроизводят даже жизнь в первобытное время – костюмы, быт и танцы в том числе. Но насколько это интересно широкой массе людей – большой вопрос. Мы занимаемся XIX и началом XX века, потому что это история наших прабабушек и прадедушек.

Я застал свою прабабушку, которая прожила 101 год. Однажды я пришёл к ней в гости, и она мне показала старинные пластинки. Я сразу же увидел, что это те самые танцы, которые мы ставим! Я попросил её показать какие-то движения, которые исполняли мои предки под граммофон – всё то же самое. Для меня это было неким откровением, доказательством того, что мы всё делаем правильно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах