Этой весной в челябинском камерном театре поставили «Анну Каренина». Спектакль получился на четыре часа. С какими сложностями столкнулась труппа и действительно ли все счастливы одинаково? Об этом chel.aif.ru спросил заслуженную артистку Челябинской области Марию Беляеву.
Женщина в пограничном состоянии
chel.aif.ru: Мария Александровна, как проходит спектакль? С полным аншлагом?
Беляева М.А.: В Камерном театре зал небольшой вместимости - 200 человек, поэтому обычно он полон.
Сколько раз вы сами читали Каренину Толстого?
Впервые само собой прочитала в школе, то ли в 10, то ли в 11 классе. Ничего не поняла толком, как и все остальные 15-16-летние подростки. Второй раз перечитала вдумчиво только перед приездом режиссёра Алексея Янковского, который приехал в Челябинск из Санкт-Петербурга специально для того, чтобы поставить здесь спектакль. Зато смотрела фильмы – с Татьяной Самойловой в главной роли, с Кирой Найтли, с Елизаветой Боярской. Ближе всего, душевнее всего, на мой взгляд, сыграть Каренину получилось у Самойловой. Хотя Найтли тоже хороша.
Мир видел множество экранизаций и постановок знаменитого романа Льва Толстого. Как вам постановка Камерного?
«Каренина» - шестой спектакль Янковского в Челябинске. Кто видел другие, может отметить его своеобразную эстетику, подачу. Прежде всего этот режиссёр задаёт определённую речевую манеру. Вы, наверное, заметили, что герои на сцене не совсем по-человечески разговаривают, не как на других спектаклях. Очень много громких интонаций, срывов на крик, многих это выбивает. Но Янковский оправдывает это так: женщина, на которую такая любовь спустилась, непременно должна находиться в пограничном состоянии.
Как считаете, когда любовь «накрывает» уже семейного человека, как в таком случае поступить? Что всё-таки важнее — чувство долга, ответственность или любовь, страсть?
Не поверите, я думала об этом! Спрашивала себя: а если бы меня так «долбануло», что бы я сделала? Тут можно сколько угодно рассуждать. Пока ты не окажешься в подобной ситуации, не проживёшь эти чувства сам, не поймёшь и не узнаешь. Выбор можно сделать только в моменте.
Счастливые встречаются редко
Почему так часто экранизируют именно Каренину? Ведь кругом много таких же точно историй… Или нет?
Пожалуй, их действительно хватает. Самое странное, что мужчины очень легко отказываются от былой любви и семьи ради новых чувств. Женщинам это даётся сложнее или не даётся вообще. Мужчины, разлюбив женщину, почему-то забывают и о детях. Не понимаю, как работает у них этот механизм, как можно взять и за неделю будто ластиком стереть то, что происходило в жизни на протяжении нескольких лет. Ты же хотел этих детей и был счастлив, когда они появились на свет…
Постановка получилась не просто о Карениной, но о женском счастье. Вы согласны с тем, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему?
Счастливы тоже все по-разному: кому-то нужны дети, кому-то любовь. Наверное, далеко не каждому человеку доводится в жизни испытать сильную любовь, когда чувства на пределе. Чаще встречаются достаточно ровные истории – встретились, вроде полюбили, родили детей и живут. А где любовь и где привычка разделить уже невозможно. Я давно не встречала в своей жизни по-настоящему счастливых женщин. Может, даже никогда. Вот перебираю в памяти и не могу никого назвать. Да видела молодых, влюбленных, но влюблённость - это же очень короткий миг! Через год-два эту пару было не узнать. И было даже обидно: почему не сохранили любовь?..
В вашем окружении больше женщин, счастливых будучи замужем или одиночек?
Вторых. Но они не бравируют тем, что им хорошо одним. У нас в труппе много разведенных. Тенденция пугающая. Последние несколько лет прямо бум разводов. Пары не выдерживают семейного быта, не прикладывают никаких усилий к тому, чтобы сохранить отношения, понять друг друга. А ведь семья – это труд, это работа. Надо в неё вкладываться!
А вы бы хотели Каренину сыграть?
Упаси Боже! Сыграть Каренину по-настоящему – значит, положить здоровье психическое и физическое. Такие работы не проходят бесследно, за них нужно платить. Платить собой. Такие роли отнимают много сил, ты потом можешь болеть, в лёжку лежать неделю. У меня было такое после «Красавицы из Линэна» Мартина МакДонаха, где я играла Морин Фолан. После трёх часов, пережитых на сцене, нервная система истощалась полностью. Я возвращалась домой после спектакля и не могла ничего – ни ужин приготовить, ни помочь детям уроки сделать.
Действующие персонажи челябинской постановки все время на сцене, никто не уходит за кулисы. Это сложно?
Невероятно! Ты же сидишь, вытянувшись по струнке, ты не можешь закинуть ногу на ногу, например, или принять какую-то другую более расслабленную позу. А это очень тяжело. К шестому прогоны у нас спины ломило.
Как думаете, сколько проживёт «Анна Каренина» в Камерном?
Срок жизни спектакля – вещь абсолютно непредсказуемая. Одни живут год, другие – 15-20 лет. Многое зависит от вложений, в том числе душевных. МакДонаховскую красавицу у нас ставил режиссёр Сергей Федотов. Он столько вкладывал в каждого артиста в процессе, заряжал неимоверно! Тот спектакль успешно шёл 11 лет, но полгода назад его сняли, потому что МакДонах закрыл права в России. По той же причине снят «Мой Вениамин» Улицкой, где я играла Эсфирь Львовну. Обидно не представляете как! Мы сейчас зависим от геополитических событий.
Боялась спросить время на улице
А вы мечтали быть актрисой?
Нет. В своё время я поступала на учителя истории в пединститут в Екатеринбурге, откуда я родом. Сдала историю на отлично, сочинение написала, а потом моя крестная, которая руководила детской театральной студией (пару лет я у неё занималась) посоветовала мне попробовать поступить ещё и в театральный институт. Я долго сомневалась, но совету последовала. Пришла – а там девочки стоят по метр семьдесят, красавицы! Думаю, Боже, я-то куда, я-то чем буду брать? Но прошла первый тур, потом второй и третий. Забрала из педагогического документы и осталась в театральном. Все оказалось просто.
Как семья отреагировала?
У них долго не стыковалось: я и театр. Мама аж на стульчик присела: «Доча, ты же время на улице спросить не можешь!» Я очень стеснительная, уверенности мне всю жизнь не хватает. И выход на сцену для меня всегда стресс.
А как вы в Челябинске оказались?
Мастер, у которого я выпускалась, в 2000 году как раз ставил в Челябинске спектакль. И вот он мне говорит: «Слушай, в Челябинске такой маленький театр есть, мне кажется это твое. Тебе нужно камерное пространство, домашнее, там тебе будет легче. Я боюсь пускать тебя в большие театры, тебя там сожрут. Ты не умеешь бороться за роль…» Я села в автобус и приехала на пробы к художественному руководителю Камерного Виктории Николаевне Мещаниновой. Прочитала несколько монологов перед всей труппой, потом меня отправили погулять. Через полчаса Виктория Николаевна вызвала меня и сказала: «Я хочу, чтоб ты осталась». В один миг я поменяла всю свою жизнь, оставила родных, друзей в Екатеринбурге, сняла квартиру в Челябинске и начала работать. Потом вышла замуж, родила детей. Сейчас дочери уже 22 года, сыну 12.
По вашим стопам идти не собираются?
Нет. Дочь не любит театр, хотя выросла за кулисами. Когда она прилетает домой, у нее нет абсолютно никакого желания что-то сходить посмотреть. Она занимается спортивно-бальными танцами. Сын тоже далёк от театра. Очень не любит стихи учить наизусть и всё время удивляется, как можно выучить монолог на 30 страниц.
Но домашние вами гордятся?
Не знаю… По большому счету профессия артиста такая же как все остальные, не воспринимайте её как нечто сверхъестественное. Мы такие же люди со своими бедами, проблемами, радостями. Есть свои сложности: у тебя дома может черт знает что происходить, а ты должен выйти и делать свою работу. Делать так, чтобы было не стыдно. График не стандартный: с утра репетиция - вечером спектакль. Репетиции каждый день, выходной только в понедельник, потому что когда у всех выходные – мы как раз работаем. Рабочий день начинается с 11-12 часов, потому что вечером заканчиваем в 21-22 часа. Домой попадаю не раньше 22.30.
«Мы - обученные белки!»
Наверное, вы много читаете и смотрите исключительно телеканал «Культура»?
Я вас умоляю. Читать по интересам получается только в отпуске. В другие дни я читаю только сценарии. Телевизор практически не смотрю, он чаще работает фоном. Если же очень хочется отключиться и снять напряжение, смотрю какую-нибудь ерунду типа «Гадалки» на ТВ3. У меня есть сад, это мое хобби. Причём я ненавижу перчатки, руками в земле ковыряюсь. Взошла морковка – счастье!
Соседи знают, что вы актриса?
Ой, нет. Ни в саду, ни на лестничной площадке. Я это не афиширую: излишнее внимание не люблю. Один раз только воспользовалась своим служебным положением, чтобы поближе познакомиться с участковым педиатром. Обращалась за советами, когда дети болели и благодарила врача проходками на спектакли.
Скажите пару слов о современном зрителе. Он меняется?
Меняется культура поведения. Мы уже привыкли к пиканью сотовых телефонов, бог с ними. Но люди могут перебрать в антракте и во втором акте начать громко комментировать то, что происходит на сцене. Ладно актёры, мы можем потерпеть, мы обученные белки, но ведь такие крикуны мешают другим. На них начинают пшикать, бывает, выводят из зала под белы рученьки.
Не всегда зритель дожидается, когда стихнут аплодисменты. Многие встают, поворачиваются спиной и идут за куртками, мы уже и это не осуждаем. Понимаем: кого-то поджимает время, ведь спектакли заканчиваются в десять вечера, а у нас транспортные проблемы, из центра сложно уехать. Радует, что всё-таки у нас зритель благодарный, он дарит цветы, конфеты, игрушки, записки. Даже если один человек в зале старается как-то отблагодарить актёров, значит, всё было не зря.