Недавно рукодельницы из Челябинска и Верхего Уфалея были признаны одними из лучших в России. И это далеко не единичный случай, когда наши народные таланты добивались признания на уровне страны.
На наш Бажовский фестиваль съезжаются мастера и ремесленники со всей страны. Но могут ли народные промыслы приносить прибыль? Как пробудить у молодёжи интерес к фольклору? И какие ещё фестивали нам нужны? На эти вопросы мы попросили ответить директора центра народного творчества Челябинской области Максима Браило. В 2016 году центру исполнится 80 лет.
Каждому району - по яйцу
Эльдар Гиззатуллин, АиФ-Челябинск: Планирует ли ваш центр расширять список масштабных фестивалей вроде Бажовского или менять формат уже существующих?
Максим Браило: Мне кажется, крупных фестивалей у нас достаточно. Лишних нет, но и в большем количестве нет нужды. Лучше сосредоточить усилия и средства на уже существующих, что-бы поднять их уровень, сделать ярче. Например, потратить финансы на техническое оснащение, приглашать больше участников из других регионов, создать лучшие условия для размещения - не говорю, что они сейчас плохие, но совершенству нет предела. Впрочем, некоторые новые фестивали я бы запустил. Например, в Металлургическом районе Челябинска у нас был проект «Пасхальная радость».
Раздавали заготовки яиц по школам, и ребята могли предложить свои варианты росписи. Потом на площади выставляли пасхальные творения. Также там было одно громадное яйцо из фанеры - приезжал мастер по граффити и показывал зрителям, как можно его украсить. Этот проект неплохо бы сделать общегородским, чтобы в каждом районе выставляли такое яйцо как арт-объект.
- За границей очень распространены мини-фестивали, они есть чуть ли не у каждой деревни. В результате удаётся привлечь туристов в самые захолустные места. Можно ли использовать такой подход на Южном Урале?
- Об этом уже говорят. Такие мини-фестивали, конечно, помогли бы развитию внутреннего туризма. Скажем, в форме организации этнодворов, где работали бы мастера народных промыслов. Такие идеи надо поддерживать.
- Но в прошлом году разгорелся скандал вокруг этнопарка «Гардарика». Православная церковь обвинила его организаторов в том, что они пропагандируют язычество. Этнопарк в итоге закрыли.
- Всех нюансов этой истории я не знаю. Но думаю, что в любом случае деятельность этнопарков нужно контролировать. Работать там должны настоящие мастера народных промыслов. У нас есть реестр мастеров-ремесленников, мы его создали специально, чтобы знать, кто и что может предложить. Сейчас в нём более тысячи человек и около 50 предприятий.
«Ухари» и эксперименты
- Получается, народные промыслы не остаются сейчас исключительно в рамках музеев?
- У нас на Бажовском фестивале есть площадка «Мастеровая слобода», там с каждым годом всё больше как участников, так и зрителей. Так что промыслы давно уже вышли за пределы музеев. Да и никогда по-настоящему не были там заключены.
- А могут ли народные промыслы приносить прибыль?
- Это палка о двух концах. Мы обсуждали этот вопрос на ежегодном съезде мастеров. Есть поделки, которые создают на обычном станке - себестоимость таких изделий, которыми завалены все сувенирные лавки, будет, грубо говоря, 10-15 рублей. А настоящие мастера как работают? Возьмём, к примеру, плетение лозы. Её надо собрать, обработать, потом посидеть над изделием, которое в итоге будет стоить уже 500 рублей. Если же прибавить налоги, торговые наценки, то цена вырастет ещё больше. Сколько людей купят такое изделие? Совсем немного.
С другой стороны, если бы была соответствующая программа, наш центр мог бы запустить проект по продаже произведений мастеров. Мы не только сдерживали бы цены, но и собрали промыслы в одну сеть, организовали стойки продажи. Совсем дешёвыми изделия, конечно, не станут, но это будут настоящие произведения искусства, единичные экземпляры.
- Реально ли использовать для популяризации народного творчества новые формы вроде современной обработки фольклорной музыки? В конце концов, у нас этим прославился «Ариэль».
- Таких попыток много. Есть коллектив «Ухари» из Аши, они играют народные песни в современной обработке. «Рябинушку» исполняют в стиле джаз, а «Барыню» - в кантри. Зал, кстати, принимает эти номера на ура.
- Кто-то считает, что фольклор таким образом опошляют, другие - что, наоборот, народную музыку популяризируют. Вы к какой точке зрения склоняетесь?
- Скорее, ко второй. Всё-таки не так уж много у нас любителей народной музыки в чистом виде. А подход тех же «Ухарей» и прочих коллективов - это эксперимент. Люди всегда экспериментируют. Без этого мы до сих пор ели бы с деревянной ложки, а бельё в речке полоскали. Не вижу ничего страшного, если, к примеру, молодой человек объединяет то, что слышал от своих бабушек, с тем, что ему более близко - хип-хопом или чем-то ещё.
- А как проще всего обнаружить народные таланты? Через конкурсы или «сарафанное радио»?
- Через конкурсы. Кстати, вскоре мы запускаем проект «Борис Каплун приглашает» - будем вместе с нашим знаменитым земляком искать талантливых танцоров и вокалистов.
От цирка до театра
- Есть ли какие-то полезные наработки у аналогичных центров в других регионах, которые можно адаптировать к нашим условиям?
- Практически у каждого региона есть чему поучиться. Есть очень необычные примеры. Так, в Мордовии проходит фестиваль мокшанской и эрзянской эстрадной песни. Есть там и конкурс национальных свадебных обрядов.
Мне запомнился фестиваль военных духовых оркестров «Амурские волны», который проходит в Хабаровске. Фестиваль так популярен, что уже обрёл международный статус. Зрелище действительно впечатляющее, особенно когда в последний день на гала-концерт в сводный оркестр объединяются все участники. Это же тысяча человек, не меньше!
- Ваш центр поддерживает цирковое творчество. Есть ли в планах поддержать также театральные или кинематографические опыты? Или же это направление трудно отнести к народному?
- Почему же, театральным направлением мы занимаемся. Вот специалистов по кино у нас нет, это правда. А самодеятельных театров немало. В их числе, например, Усть-Катавский народный театр, который недавно отпраздновал своё столетие.Был у нас и фестиваль таких коллективов, собрал более ста участников. Раз в год проводим областной фестиваль театров малых форм. Помогаем коллективам специалистами, которые ездят по области, дают консультации, как лучше организовать постановку, создать декорации, как работать с актёрами.
А по цирку у нас вообще давние и славные традиции. Я видел, что вытворяли дети-артисты на заключительном выступлении фестиваля «Сальто в будущее», так это, я вам скажу, было просто супершоу! Возможно, в ближайшие годы мы сделаем этот фестиваль всероссийским.
Досье
Максим Браило. Родился в 1978 году в Челябинске. Окончил в 1999-м автотракторный факультет ЮУрГУ. Был арт-директором нескольких клубов, занимался организацией гастролей. Возглавлял с 2010 года досуговый центр «Импульс». С июля прошлого года - директор областного центра народного творчества.