Состоялась премьера фильма «Туда и обратно» (16+). Главные роли сыграли Владимир Вдовиченков, Марина Петренко и Алексей Серебряков. А музыкальным композитором стал DJ Грув.
Это история двух детей, которые сбежали из больницы, чтобы отправиться в таинственное место, где сбываются мечты. Снял фильм уроженец Челябинской области — кинорежиссёр Олег Асадулин.
Нынешняя картина уже стала обладателем Гран-при 6-го Евразийского кинофестиваля, получила награды «Лучшая операторская работа» и «Лучшая мужская роль» на фестивале «Амурская осень». Также фильм получил призы на международных фестивалях — это Фестиваль Независимого Кино Salto в Уругвае и Международный кинофестиваль в Дакке.
Свои страхи и переживания
Эльдар Гизатуллин, chel.aif.ru: — О чём рассказывает кинокартина? И чем она отличается от других, где тоже речь идёт о сбежавших детях?
Олег Асадулин: — В центре сюжета — 11-летний Митя, который борется с опасной болезнью. В больнице он начинает дружить с девочкой Мариной — настоящей бунтаркой, которая старше его, курит, дерзит, рассказывает удивительные истории, где не поймёшь, что правда, а что нет. Дети вместе сбегают из больницы и отправляются на поиски Кривого Мыса, где исполняются любые желания. А желания у всех свои. Мите надо узнать, что он хочет на самом деле. Марина стремится понять, кому она действительно нужна. Свой путь и у отца Мити — ему надо побороть свои страхи и найти общий язык с сыном.
— В основе какая-то реальная история?
— Нет, это вымысел, но в истории отразились мои собственные страхи и переживания. Эти страхи появляются, когда ты становишься родителем, боишься, как бы чего страшного не случилось с твоим ребёнком. Это иррациональные чувства, которым сложно противостоять. Для меня это личная терапия. Мой вклад в то, чтобы сделать этот мир лучше. Всегда хотелось сделать кино, которое изменит людей, заставит их посмотреть на привычные вещи с другой стороны, задуматься о том, о чём раньше не задумывались.
Если говорить о собственно сюжете, то должен сказать, что Анастасия Степанова, один из авторов сценария, долгое время работала волонтёром в хосписе, детских домах, так что многое для сюжета подчерпнула из историй реальных детей.

Дети — тоже профессионалы
— Трудно ли было работать с исполнителями главных ролей? С одной стороны, дети непосредственны, с другой — у них ведь нет опыта, как у взрослых актёров.
— Роль Мити исполнил Алексей Родионов, а Марины — Таисья Калинина. И со своими задачами они справились блестяще.
В принципе, работать с детьми несложно, ведь на съёмки приходят подростки уже с опытом подобной работы. Мы посмотрели пробы 300 человек. Проводил и парные пробы, пока не понял, что нашёл именно тех, кого нужно. Несмотря на их возраст, всех этих подростков можно назвать профессиональными актёрами.
— Кто из взрослых актёров сыграл в картине?
— Владимир Вдовиченков, Марина Петренко, Алексей Серебряков, многие другие. Актёрский состав был просто замечательный. Я очень рад, что Владимир Вдовиченков нашёл время для съёмок в картине, что ему очень понравился сценарий.
— В сюжете фигурирует Кривой Мыс, можно увидеть немало живописных мест. Где проходили съёмки?
— Большей частью в Калининградской области. Хотелось, чтоб в фильме была атмосфера почти сказочная, наполненная морем и солнцем. Всё это мы нашли на побережье Балтийского моря. Конечно, кое-что пришлось достроить или вовсе построить. Например, маяк на Кривом Мысе мы создали специально для фильма.
А вот сюжетную линию отца мы снимали в Москве, так как требовалась обстановка более мрачная, характерная для большого города — в этих эпизодах у нас практически триллер.
Для хорошего фильма рецепта нет
— Вы ещё в детстве решили стать кинорежиссёром или это было решение уже в зрелом возрасте?
— Скорее, просто интересовался кино. Я вел тетрадь, куда записывал названия всех увиденных фильмов и ставил им оценки. Но больше мне нравилось рисовать. Тогда в журнале «Наука и жизнь» начали печатать французские комиксы: «Пиф», «Пласид и Мюзо», «Назар». Мне они безумно нравились, я их собирал, потом начал рисовать свои комиксы. Впрочем, эти последовательные картинки с диалогами ведь тоже в чём-то кино. Потом на каникулах у бабушки в деревне мы с друзьями создавали государства, компании в миниатюре — всё это находилось на картофельном поле. Я делал фильмы из ленточек бумаги, накручивал их на такие стенды из проволоки и крутил перед приятелями. Так как у нас были игрушечные деньги, мне платили за сеансы — это были мои первые кассовые сборы.
Даже декорации приходилось делать. Мы из досок, брошенных ярких бутылок и консервных банок сооружали «иностранный бар» и разыгрывали сценки из зарубежных фильмов. Первый «бар» располагался прямо у туалета, взрослые очень ругались, что приходилось пробираться через наши декорации, и в итоге потребовали их разобрать.

— А каким был ваш первый опыт в кино?
— Вы не поверите, но это была первая часть «Обители зла». Помните, в начале героиня Милы Йовович приходит в себя в душевой. Так вот эту душевую делал я. Фильм снимали в Берлине, куда я перебрался ради учёбы в школе искусств. И долгое время работал художником-оформителем. Но в итоге выбрал всё-таки кино — Берлинскую академию кино и телевидения. Это довольно известное далеко за пределами Берлина и Германии учебное заведение. Когда-то сюда не смог поступить сам Питер Фассбиндер, а среди выпускников академии можно назвать Вольфганга Петерсена, снявшего такие фильмы, как «Бесконечная история», «Самолёт президента» и «Троя». Сам я ещё до поступления в академию снял несколько документальных фильмов для Би-Би-Си и канала Discovery, но в итоге решил посвятить себя игровому кино.
Но чтобы просто даже получить допуск к экзаменам в Берлинскую киношколу, надо снять небольшой фильм на заданную тему. Мне досталась тема «Страх». Я поехал на птицефабрику под Берлином и снял небольшое эссе на тему страха. Дело было под Новый год, и там массово забивали птицу. Многое строилось на контрасте: вокруг идеальный немецкий пейзаж с аккуратными домиками, ровными полями, чистенькими лесочками, а совсем рядом избиение несчастных пернатых.
Кстати, чисто в помощь друзьям сыграл и несколько ролей — например, чёрствого сотрудника милиции в фильме «Один день в Европе». Опыт интересный, однако мне интереснее всё-таки по другую сторону кинокамеры.
— Есть ли у вас рецепт, как снять хороший фильм?
— Нет никакого рецепта, как и гарантий. Может быть отличный сценарий, но на стадии реализации всё будет угроблено. Хорошие картины получаются из сплава трудолюбия и везения. Мой профессор в Берлинской киношколе говорил: «Нет рецепта, как снять хороший фильм. Но есть рецепт, как снять фильм плохой: это стараться всем угодить. Вот 407 тогда на выходе вы точно получите плохой фильм!»
«На кино не жалко». Какие фильмы выбирает зритель в 2025 году?