Челябинский археолог Елена Куприянова уже 25 лет копает поселение бронзового века Степное возрастом 4000 лет в поисках ответов на загадки прошлого. А находит все новые и новые тайны. Этим летом экспедиция под ее руководством продолжает начатое в прошлом году изучение так называемого зольника — странного места за пределами крепостных стен, которое раньше считали то ли ритуальным кострищем, то ли помойкой. Но вместо золы и мусора ученые откопали там то, чего раньше никогда не видели: «импортный» металл и могилы чужестранцев.
Слиток с Алтая
По словам Елены Владиславовны, зольники очень широко распространены — их находят от Причерноморья до Сибири. Зольники создавали за пределами поселений, но в непосредственной близости от них. Они представляют собой слой чего-то похожего на пепел или золу, плотно насыщенный артефактами. До сих пор нет четкого понимания, что это такое.
Изначально была версия, что там возжигали ритуальные костры, как в Древней Греции. Потом выдвинули прямо противоположную версию, что зольник — это помойка, куда жители сносили отходы жизнедеятельности. На Урале до этого зольники толком никто не изучал. Когда приступили, поначалу все шло к тому, что это действительно какие-то хозяйственно-бытовые объекты. Однако почвоведы из тюменского центра РАН выяснили, что слой, который считали золой, — это на самом деле масса большого количества перегнившей растительной органики. И большинство артефактов, которые там находят, связано с металлургическим производством. Более того, под этим слоем обнаружились следы очень древних построек, которые, видимо, предшествовали возникновению поселения. Вдобавок в прошлом году там нашли два погребения.
«Мы склоняемся к тому, что зольник был местом, где жители делали то, что неудобно было делать в поселении. Там очень плотная застройка, все жилища — словно соты в ульях. Там нет возможности, например, хранить запас дров на зиму. Логично, что такое место могло находиться за пределами поселения. Опять же, есть свидетельства стойлового содержания скота. Значит, нужно было сено. Если жители Степного на месте зольника хранили такие запасы, то они могли спровоцировать образование подобного слоя», — считает Елена Куприянова.
К тому же летом на зольнике, похоже, плавили металл. Об этом говорят находки керамических сопел от плавильных печей, металлургического шлака, каменных форм для отливок и большого количества инструментов. Там же впервые за всю историю раскопок на Южном Урале был найден слиток олова или свинца. Такие находки крайне редки, потому что олово и свинец для приготовления бронзы завозили сюда чуть ли не с Алтая.
Двое издалека
Откуда же тогда на хозяйственной территории взялись могилы? Елена Куприянова считает, что на зольнике жители могли временно складывать тела умерших (представители синташтинской культуры, основавшие Степное, хоронили своих мертвых только в теплое время года), а потом кого-то там же и похоронить.
Интересно, что один из погребенных на зольнике был не местного происхождения, не с Урала. У него другой погребальный обряд, рядом с телом лежала другая керамика, а изотопный анализ костей показал, что он питался не местной пищей.
«Еще один такой же иноземец был в 2021 году. Эта женщина, которую похоронили во рву поселения. По обрядам это захоронение тоже выбивалось из всего, что мы встречали раньше. И у нее тот же самый набор изотопов в костях. Судя по всему, эти двое пришли откуда-то издалека. А все остальные со Степного, кого мы анализировали, они местные», — отмечает Елена Куприянова.
Возможно, эти люди были представителями загадочных северных племен, которые в древности проживали по всей Евразии, но почти не оставили после себя поселений, только отдельные погребения. При этом считается, что они были носителями передовых технологий в области металлургии. Их бронзовые ножи, копья, топоры находят то там, то тут, но описать эту культуру не получается, поэтому ее называют транскультурным феноменом.
«По нашей версии, эти люди очень плотно контактировали с жителями Степного, о чем говорит ряд предметов из погребений — например, характерные бронзовые кинжалы. Кстати, погребальный обряд того товарища, откопанного на зольнике, похож на известные нам редкие захоронения северных людей», — говорит наша собеседница.
Производить металл и впечатление
Если вспомнить, что металлургия в древности считалась разновидностью магии, то для жителей Степного умершие у них в гостях чужеземцы могли быть кем-то вроде странствующих волшебников. Елена Куприянова подчеркивает, что процесс выплавки металла в те времена сопровождался большим количеством обрядов. Так что зольники были не просто хозяйственной территорией — там совершалось чудо превращения камней в сверкающую медь и бронзу.
Вопреки расхожему представлению о воинственных нравах тогдашних людей, отношения южноуральских первометаллургов с чужаками были, вероятно, вполне мирными. За все годы раскопок археологи не нашли признаков массовых стычек и войн на этой территории в бронзовом веке.
«На костях из могильников вокруг Степного нет характерных травм. Это относится и к Стране городов в целом. А вся эта воинственная атрибутика в виде рвов, крепостных стен, колесниц — сейчас все склоняются к мнению, что это была только демонстрация, на самом деле они ни с кем не воевали. Единственная за 25 лет находка, которую можно интерпретировать как свидетельство вооруженного конфликта, — это останки колесничего здесь же, в Степном. У него прямо в центре лба было отверстие, будто пробитое топором или другим оружием. Но эта рана потом зарубцевалась, и человек еще долго с ней жил», — констатирует ученый.