В день проведения Сабантуя на домах и заборах в Кулуево появились самодельные таблички-указатели: «САБАНТУЙ». Это для приезжих гостей. Для местных сабантуйная поляна – это что-то само собой разумеющееся, родом из детства.
«Наши предки проводили Сабантуй каждую весну, и даже в советское время ни разу не пропустили, – рассказывает Флюра Истамгулова. – А в девяностых-двухтысячных годах праздника не стало. Помните, какие времена были – распад Союза, дефолты, разорение нашего совхоза-миллионера. Первый Сабантуй в новом времени мы провели в 2014 году. Со временем участников становилось все больше, возвращались наши исконные традиции». Сейчас у праздника плуга и повод появился: пустующие земли возвращаются в оборот, фермеры пашут и сеют. Смысл Сабантуя вернулся к исконному: хлеборобы закончили весенние работы и радуются.
Не чистокровные, зато добрые
Сабантуй-2024 отличился особым размахом. На поляне собралось больше тысячи участников и гостей праздника. И все национальные башкирские традиции были представлены. Первая: скачки. Традиционно они проводятся на вспаханной полосе, дистанция – 1200 метров. На соревнования съезжаются все соседи – счастливые обладатели более-менее быстрых лошадей.
«Деревенские скачки отличаются тем, что на них не всегда есть породистые скакуны, в основном это обычные домашние лошади, – рассказывает Татьяна Чартушкина. – Забег происходит на мягкой, рыхлой земле, и здесь требуется особенное мастерство наездника: нужно регулировать движение поводом и вовремя успеть среагировать, если конь запнется. Необходимо вовремя повернуть, остановить, чтобы животное не упало и не травмировало ни себя, ни всадника».
Татьяна приехала на скачки из деревни Бухарино Сосновского района. Ее коня зовут Мажор, он в самом расцвете лошадиных сил – ему 10 лет. Где-то в дальней родне у него есть орловские рысаки, наверное, поэтому он мчал, как ветер, и заработал для своей хозяйки второе место. По итогам скачек Татьяна получила диплом и 15 тысяч рублей, а Мажора дома ждут морковка, яблоки и сахар. После забега конь задержался на празднике и прокатил всех желающих ребятишек.
Только смелым покоряется маяк
На русской Масленице одна из любимых забав: забраться на высокий гладкий столб за призом. Нечто подобное есть и у башкир, только столб – высотой 35 метров, чуть выше девятиэтажки. Называется «маяк». Верхушка в буквальном смысле упирается в облако, даже смотреть на нее страшно, не то, что залезть. Поэтому на смельчаков обязательно надевают страховочный пояс, и пара крепких мужчин страхует с помощью каната.
В этом году на маяк поднимались восемь человек, и только половина добралась до середины. Но у аттракциона всё ещё впереди: народ не успел пока привыкнуть к его возвращению. А вот раньше без покорения маяка не обходился ни один приличный Сабантуй. Зато «на ура» зашли более невинные забавы и развлечения: бой мешками, эквилибр на наклонном бревне. Иногда организаторы привносят нотку современности и устраивают шахматные турниры. Весь день на сцене поют и пляшут народные коллективы и просто местные жители (да-да, в Кулуево действует Открытый микрофон).
Хранители бузы
Сабантуй без бузы – это даже как-то исторически неправильно. Слово «буза» - персидское, так назывался хмельной напиток из пророщенных зерен. Кстати, «бузить» и «бузотерить» - отсюда пошло. Но у башкир буза другая, нежная и лёгкая, как аромат чабреца и полыни над сабантуйной поляной. Башкирская буза не для пьянки, а для тяжёлого крестьянского труда.
«Наш национальный напиток делается из пророщенного овса, ячменя или пшеницы, он безалкогольный, очень полезный и питательный, – рассказывает библиотекарь Фарида Манапова. – Его брали с собой в поле, пили во время работы: получается и жажду утолил, и сразу покушал. Этому напитку много сотен лет, он к нам пришел ещё с тех времён, когда башкиры кочевали. Кстати, сейчас в Башкирии его не делают, а у нас в Челябинской области сохранили рецепт. Мы, кулуевцы – хранители бузы».
Сабантуй в Кулуево – это как смотр-конкурс бузы, на него прибывают семьями, везут огромные бидоны с напитком. Дают всем пробовать, наливают с собой. Белая, кремовая, жидкая, густая, сильногазированная и не очень – буза прекрасна. А ещё саламай, бешбармак, аумоля…
Через все невзгоды и исторические потрясения народ пронёс свои любимые рецепты. Наварил, напёк и нажарил на праздник. Вот куда нужно устраивать гастротуры: тут всё настоящее и исконное.
Яга от бабушки
По сабантуйной поляне шествует жюри. Самое добросердечное в мире. Жюри оценивает национальные уголки и юрты, которые представили участники Сабантуя, и непременно всем ставит высочайшие оценки. Ну а как ты еще оценишь ягу, которой лет двести? Яга – это национальное нагрудное женское украшение из серебряных монет. Многие семьи передают его из поколения в поколение и бережно хранят.
В юрте Березовского сельского поселения была представлена ручная мельница для зерна – деревянные жернова, почерневшие и растрескавшиеся от времени. Этими жерновами пользовалась бабушка одной из участниц Сабантуя, которая сама давно уже бабушка. «Современная молодежь, наверное, даже не знает, что это за предметы, – говорит Гульсира Файзулина. – У нас тут традиционные башкирские накидки, половики, полотенца, скатерти, сапоги. И самовар настоящий, на углях. Ещё мы оформили уголок намаза, в советские времена такого не разрешали. Меня радует, что народ не забывает свои традиции, язык – это же основа жизни. Все возвращаются к истокам, потихоньку возвращаются».
Куреш
Апофеоз праздника Сабантуй – это национальная башкирская борьба куреш. Для этого состязания приготовлен главный приз – большой чёрный баран. Он стоит, привязанный к берёзе за сценой и ждёт абсолютного победителя. Принять участие в куреше приехали борцы даже из Челябинска. Всего набралось около 60 спортсменов. Начали с самых лёгких весовых категорий, а это 14-15 летние мальчишки.
«Курешем в старину занимались прямо в чистом поле, – рассказывает судья соревнований Амир Зарипов. – Это очень сложная борьба, даже сложнее, чем греко-римская. Самое тяжелое – это оторвать соперника от земли и перебросить через себя на один-два балла. Нельзя подножки ставить, и вообще никаких грязных приемов. Этой борьбе отцы учили сыновей, передавали из поколения в поколение. Я родился в деревне Таскино, секций у нас не было, занимались в огороде, в поле. Меня научил бороться брат – он когда-то ездил в город, у него была возможность встретиться с борцами из Башкирии. Этой борьбе много сотен лет, и она продолжает жить: маленькие проявляют к ней интерес, много мальчишек стало заниматься. Но в основном в деревнях. В городе любят самбо, вольную борьбу, греко-римскую».
Деревня сохранила. Она всегда сохраняет. И когда кажется, что всё уже стерлось, забылось, истлело, она достает из бабушкиных сундуков что-то тёплое и родное: на, народ, любуйся, радуйся! Ещё один год прожили, ещё одно поле засеяли.