Натюрморты из собрания Третьяковской галереи привезли в челябинский Музей изобразительных искусств. Корреспондент «АиФ-Челябинск» побывал на открытии выставки «Жизнь вещей» и узнал историю этих картин.
Для больших и маленьких
На вечернее открытие выставки были приглашены почётные гости из числа творческой и научной интеллигенции города. Живая музыка способствовала созданию атмосферы, в которой особенно приятно воспринимать искусство. Среди пришедших был и министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Он прочитал обращение губернатора к гостям музея и поздравил приехавшую из Москвы заместителя генерального директора государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяну Карпову. В знак благодарности ей подарили изделия уральских мастеров, созданные в Каслях.
«Эта выставка – результат значительного труда большого количества сотрудников как Третьяковской галереи, так и нашего челябинского музея. Мы специально уходим от громких названий, таких как «100 великих картин», потому что хотим разрабатывать глубокие темы. Они интересны более широкой аудитории, поскольку становится возможным разговор о разных стилях и художественных направлениях в искусстве. Выставка будет интересна тем, кто изучает русскую историю, культуру, литературу или философию. К тому же, люди приходят сюда ещё и за красотой», - отметил во вступительном слове директор Челябинского государственного Музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко.
Создатели «Жизни вещей» сошлись во мнении, что выставка понравится не только взрослым челябинцам, но и их детям. Ведь с чего, как не с простого натюрморта, начинать приобщение к живописи. И эти слова сразу же нашли своё подтверждение: самые маленькие челябинцы, пришедшие на открытие, внимательно слушали истории привезённых картин и собирали интерактивную мозаику, изображающую один из представленных шедевров.
Вещи и люди
Натюрморт или постановка из предметов – первое задание, которое дают начинающему художнику. Этот малый жанр считается одним из самых простых для воплощения. Между тем, в русской культуре у человека есть особая связь с картинами, изображающими вещи и предметы быта, именно натюрмортами, прежде всего, украшала свои квартиры интеллигенция нашей страны. Это связано с тем, что у такого жанра живописи есть удивительное свойство: превращать предметы, которые окружают человека, в символы, метафоры, историю искусства.
Полотна выставки расположены в хронологическом порядке и охватывают два века русской жизни и истории. Начинается экспозиция с картины Фомы Торопова «Цветы и плоды». Она особенно дорога создателям выставки, ведь не так давно над ней были проведены кропотливые реставрационные работы. Их даже демонстрируют на экране, установленном рядом с полотном, чтобы зрители в полной мере смогли осознать ценность этого шедевра.
Но, несмотря на то, что «Цветы и плоды» – одна из самых старых картин выставки, она отнюдь не является самой дорогой. Скорее всего, на аукционе сейчас поборолись бы за полотно кисти Ильи Машкова «Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой», принадлежащее популярному сегодня направлению – русскому авангарду. Картина выполнена в совершенно особой живописной манере, сочетающей европейские стили с городским фольклором. Натура на полотне не скопирована, а пересоздана, что позволило художнику уловить саму сущность изображаемого.
Афишей выставки была выбрана картина Богданова-Бельского «Дети у пианино». Интересно, что при этом она даже не относится к жанру натюрморта, хотя ярче остальных символизирует название экспозиции.
«Жизнь вещей – это не только объединение предметов, это ещё и их взаимодействие с человеком, – объясняет Светлана Усачёва, куратор выставки из Третьяковской галереи, – в Ренессансе было такое выражение – «человек есть мера всех вещей». В XX веке придумали такое выражение – «вещь – мера всех людей». На картине изображены крестьянские ребятишки в окружении очень странных, несоответствующих их образу жизни вещей: дорогого фортепьяно из красного дерева, короба, в котором вместо грибов фарфор и бронзовых подсвечников. Это жизнь вещей, которые потеряли своих хозяев. Конечно, раньше эти роскошные предметы были частью жизни барского особняка и его владельцев. Но Богданов-Бельский писал свои картины накануне и после революции, когда всё изменилось. И эти вещи, такие настоящие, такие реальные, которые характеризуют определённое историческое время, превратились в символы ушедшей эпохи».
Новые имена
Среди представленных на выставке полотен есть как те, что выставлялись в Москве и были специально сняты для перевозки в Челябинск, так и те, что впервые покинули фонды. Отлично вписались в тему и несколько произведений из челябинского музея: без указания на место хранения их было бы невозможно найти среди остальных.
«Жизнь вещей» отличается заметным разнообразием: представлены как картины известных художников, таких как Левитан, так и тех, кто широкой публике почти не знаком. Наравне с классическими образцами натюрморта есть и довольно интересные картины XX века, вроде развернувшейся на всю стену «Яичницы» Сергея Шеховцова, выполненной эмалью с эффектом «синтетической иллюзии».
Гуляя вдоль длинного Александровского зала, зритель плавно переходит от старых дореволюционных полотен к самым современным, и, доходя до «Яичницы», преграждающей этот путь, невольно сожалеет, что на этом экскурсия в мир живописи подходит к концу. Но его знакомство с художниками не заканчивается, ведь из всего многообразия имён и стилей легко выбрать то, что придётся по душе, и продолжить знакомство с искусством уже самостоятельно. Для посетителей выставка начинает работу с 9 сентября и является своеобразным подарком ко Дню города. Познакомиться с уникальными произведениями живописи можно будет вплоть до 5 ноября, после чего они вернутся обратно в Москву.