Примерное время чтения: 8 минут
772

«Альтист Данилов – это не я». Юрий Башмет провел фестиваль на Южном Урале

Став дирижером, Башмет сохранил виртуозное исполнительское мастерство. Фото из личного архива
Став дирижером, Башмет сохранил виртуозное исполнительское мастерство. Фото из личного архива АиФ

Прилет Юрия Башмета в Челябинск – настоящее чудо, как и весь фестиваль, артистическим директором которого является всемирно известный альтист. Только что Башмет переболел коронавирусом, поэтому в дорогу с собой взял кучу таблеток. А еще – альт миланского мастера Паоло Тесторе, изготовленный в 1758 году, и медальон с изображением Георгия Победоносца. С него и начался наш разговор.

Меня едва не посадили

- Семь лет ношу этот медальон и снимаю только на ночь. Мне его подарил католикос-патриарх Всея Грузии Илия Второй. А дело было так. Я 12 лет не ездил в Тбилиси в связи со сложностью российско-грузинских отношений. А там у меня много друзей. Через дочку Никиты Михалкова Аню, которая была замужем за грузинским кинорежиссером Резо Гигинеишвили, сестра Резо меня пригласила. Она директор тбилисской музыкальной школы, одной из лучших, уровня нашей  ЦМШ. Меня попросили дать благотворительный концерт в поддержку школы, я сразу согласился. Был окружен традиционными грузинскими застольями с песнями с утра до ночи. Для концерта я выбрал музыку Гии Канчели. Его и так-то нелегко играть, а тут еще и  на улице раздались крики,  публика стала шикать. Жара, окна открыты. Я сделал вид, что мне ничего не мешает, доиграл. Потом был вызван ОМОН, и оказалось, что это проплаченные демонстранты, требующие, чтобы меня посадили в тюрьму за нарушение закона. У них, оказывается закон о пересечении границ на оккупированных территориях. Прилететь в Абхазию нужно через Тбилиси. А я прилетел по-другому, через Болгарию.

В Грузии было время межвластия, единственный авторитет для народа – Илия. Когда не оставалось ничего другого, вызвали его. Патриарх приходит и говорит: «Все по домам». И все расходятся. Потом мы поехали к нему, полтора часа слушали ораторию, которую он сам сочинил и записал с грузинским оркестром. На прощение Илия надел на меня этот медальон и говорит: он будет вас защищать. Это Георгий Победоносец, они делают такие медальоны у себя на территории, это не ширпотреб. Я спросил, как носить. Ответ был - только сверху. А вот осетины  носят Георгия под рубашкой.

- Известный факт, что вы явились прототипом книги «Альтист Данилов». Нравится ли вам это произведение?

- Самое интересное, что я никогда не был прототипом героя романа Владимира Орлова, хотя очень многие так думают. Друг Владимира Орлова, альтист Владимир Грот, который работал в оркестре Большого театра, был реальным прототипом главного героя романа. Вы знаете, я даже однажды посвятил этому свою передачу «Вокзал мечты». Пригласил Орлова, Грота, мы потрясающе беседовали, и мне казалось, что наконец-то миф развенчан. Но в самом конце передачи Орлов сказал, что книга «Альтист Данилов» издана на большом количестве языков, и вот буквально только что она издана в Японии на японском языке. И его попросили издатели разместить на обложке именно мой портрет. В конце передачи Орлов подарил мне книгу «Альтист Данилов» на японском с моим изображением на обложке. «Юра, Вы не меньше Альтист Данилов, Володя», - заметил автор.

Чайковский посвятил COVID-19 симфонию

- Как подбиралась программа для фестивальных концертов в Сатке, Челябинске и Троицке?

- Выбирали то, что не заиграно. Чтобы слушатель познакомился, и у него были свежие впечатления. Отсюда «Концерт для струнного оркестра» Нино Рота, «Контрафактум» Джованни Соллима. Это удивительный человек. Вопиюще выдающийся композитор и виолончелист. Он играет под водой, в кратере вулкана. Чокнутый в хорошем смысле. В Челябинске соло для флейты в «Контрафактуме» исполняет Гарет МакЛернон – чудом прорвавшийся к нам иностранец. Разрешения на его прилет мы получали на самом высоком уровне.

Гарет МакЛернон играет на флейте из золота 14К с бриллиантовым напылением. Фото Марата Муллыева
Гарет МакЛернон играет на флейте из золота 14К с бриллиантовым напылением. Фото Марата Муллыева Фото: АиФ

Я еще в самом начале пандемии для себя понял, что мы все вместе, весь мир, должны через это пройти. Пройти достойно. Конечно, меня расстраивает очень многое, что связано с концертной жизнью, ограничениями, неустойчивостью всей ситуации. Но сейчас, я просто в этом уверен, нужно искать возможности, исходя из той ситуации, в которой мы все оказались.

- Как вы думаете, будут ли появляться музыкальные произведения на тему COVID-19?

- Уже появляются. Это же такой фантастический повод для творчества, который мы все сейчас проживаем. Вот мой очень близкий друг, композитор Александр Чайковский, написал замечательную симфонию, как раз посвятив ее пандемии и изоляции. Прямо в то время, когда мы все находились дома, он ее и написал. И знаю, что сразу несколько композиторов пишут произведения, посвященные коронавирусу. Как я слышал, фильмы будут сниматься и книги уже пишутся.

- Любите ли вы семейное музицирование на альте и фортепиано с вашей дочерью Ксенией?

- Я не просто люблю, а обожаю играть со своей дочкой. Это для меня самый удобный партнер на сцене, и когда мы играем что-то вместе камерное, и когда она выступает в качестве солистки, а я дирижирую ей. Для концерта, который прошел в Челябинской филармонии в воскресенье, она выбрала «Концертино Бианко» Пелециса. Современное произведение, я его не знал. Ксения, конечно, и Баха, и Бетховена, и Рахманинова может сыграть, но фестиваль тем и отличается от обычных концертов, что дышит воздухом современности.

Наш Альфер теперь у вас

- Ваш фестиваль в третий раз проходит на Южном Урале. Какие впечатления вызывает у вас Челябинск?

- Для меня главное в Челябинске, как и в городах Челябинской области – это люди. Они очень радушные, очень расположенные, но вместе с тем знающие. Причем не только в Челябинске, совершенно потрясающая публика в Магнитогорске, Сатке, Снежинске, Троицке, Озерске. Это такое очень для меня приятное сочетание, особенно в концертных залах. Явно приходят люди, которые знают, куда они идут. Да, могут зааплодировать в паузе между частями музыкального произведения, но это во всем мире так. Не могут слушатели сдержать эмоции после четвертой части шестой симфонии Чайковского, начинают хлопать. А там еще финал.

 - Вы впервые выступали с нашим симфоническим оркестром. Понравилось?

Челябинск оркестр
Фото: АиФ/ Юрий Башмет в восторге от созданного год назад челябинского симфонического оркестра. Фото Марата Муллыева

- Не то слово. Симфонию «Гарольд в Италии», предложенную мной челябинскому оркестру, Берлиоз написал по заказу Паганини. Паганини хотел солировать, но увидев ноты, отказался, посчитав партию альта недостаточно виртуозной. В этой симфонии очень важная роль отводится оркестру, и ваш коллектив оказался  прекрасно выученным. Замечу, что концертмейстер Сергей Альфер три года был участником нашего юношеского симфонического оркестра, а потом приехал в Челябинск и успешно прошел кастинг, объявленный филармонией. Юношескому оркестру восемь лет, и не все ребята цепляются за Москву. Регулятор кларнета работает в Тюмени, регулятор ударных - во Владивостоке. Наполнять регионы «музыкальной кровью» - одна из главных целей моей жизни.

- Интересно ли вам сниматься в кино?

- Я один раз снимался в художественном фильме, куда меня просто затащил мой близкий друг Сережа Соловьев, это был фильм «Асса-2». Но он предпринял просто титанические усилия, чтобы все произошло. И скажу честно, в художественных фильмах я прямо сниматься не планирую пока больше. Это совершенно отдельная, другая профессия, которой нужно учиться и владеть. С документальными фильмами другая история. Мы и сами довольно много снимаем документального кино. Это мне интересно и я понимаю, зачем например мы снимали и снимаем фильмы о Юношеском оркестре, о наших фестивалях и многом другом, что связано с моей профессией.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах