Примерное время чтения: 5 минут
306

Клара Антонова. «Васса Железнова»

Скриншот афиши

Состоялась премьера «Вассы Железновой» Максима Горького в постановке режиссера Марины Глуховской. Обращение к этой пьесе Челябинской драмы вызвало бесспорный интерес поклонников театра. Драматургия Горького была всегда близка нашей старейшей труппе. Особенно во времена творчества Наума Орлова, который сам считал наиболее важными из поставленных им спектаклей «Егор Булычов и другие», «Фальшивая монета». Так же высоко ценили работы уральцев столичные, местные критики, зрители.

В этот раз на меня странным образом подействовало музыкально-песенное шоу под названием «Васса Железнова», на одну треть исполненное на немецком языке. К слову сказать, постановщики по достоинству оценили и поблагодарили консультанта по немецкому языку Людмилу Загумённову. Особенно эффектно и красиво прозвучали фразы по-немецки члена окружного суда Петра Мельникова в исполнении Дениса Кирша. А его высокая стройная фигура, облаченная в ладно скроенный не то ведомственный мундир, не то визитный туалет, элегантно смотрелась на темном фоне декораций, привлекая внимание живописной завершенностью.

Музыкальное оформление «Вассы» становится главным действующим стержнем спектакля. Танго, вальсы, романсы, старинные песни, сочинения Батагова постоянно прерывают едва намеченное действие сюжета и звучат самостоятельными вставными номерами, нередко исполненными лучше, чем текст пьесы Горького. В этом немалая заслуга Веры Яметовой, Ирины Стуковой и всех артистов, составляющих основу труппы. Очевидно, не случайно самой запомнившейся сценой стал приход Прохора Храпова, брата Вассы (в исполнении Владислава Коченды) с веселой поющей компанией цыган в дом Железновой. Думаю, здесь уместно заметить, что Коченда – один из тех, кто стремится жить на сцене в окружении ходячих засушенных персонажей жизнью человека, наделенного душой и эмоциями.

Несколько искусственная живость в игре Екатерины Девятовой в роли дочери Вассы – Людмилы – позволяет порой привлечь мое внимание к судьбе ее несуразной героини. А мягкая, бесшумная, стремящаяся быть в тени горничная Поля в исполнении Татьяны Власовой запоминается своей тихой простотой. Но все, кто любит замечательное творение Горького о трагичной судьбе Вассы Железновой, богатой хозяйки пароходной компании, кто ценит полные страстей диалоги и монологи героев пьесы, кто ожидает открытий сложных, глубоких, противоречивых характеров на сцене, тот, я думаю, разочаруется. Лишь музыка и пение будут греть душу, напоминать ушедшие времена и судьбы людские.

Понимая, что создание спектаклей по пьесам Горького – дело сложное и мало кому по силам, удивляешься смелости и риску режиссера. Хотя в истории Челябинского театра драмы есть славные страницы встреч труппы в разные времена с Горьким. Начиная с «Мещан» (1921 г.) и продолжая многими другими произведениями, в 40-е годы хх века Владимир Владимирович Люце – ученик Мейерхольда, профессиональный художник, одаренный режиссер, один из первых постановщиков пьес Горького в Ленинграде, воплощает на Южном Урале сразу три произведения драматурга: «Зыковы» (1946 г.), «Егор Булычов и другие» (1948 г.), «Мещане» (1950 г.).

Такое редкое явление повторится в творчестве Наума Орлова. Репертуар театра украсят вновь три горьковские пьесы: «Егор Булычов и другие» (1977 г.), «Фальшивая монета» (1981 г.) – неразгаданная исследователями и отнявшая 15 лет жизни самого писателя, «Последние» (2002 г.), оказавшаяся по существу земным поклоном любимому автору за год до завершения земного бытия легендарного режиссера, чье имя носит теперь театр.

Судьба «Жизни за гранью компромисса» (таков подзаголовок «Вассы Железновой») в постановке Марины Глуховской только начинается. Это – вторая попытка справиться с горьковским материалом. Первая – была предпринята в далеком 1938 году ярким, «одинаково превосходным» во всех ролях артистом Евгением Иосифовичем Прейсом, проработавшим в нашем городе 25 лет. Он хорошо знал возможности своих коллег по цеху и, очевидно, умело использовал их дар.

В сегодняшнем решении «Вассы», по-моему, мало доверия артисту, больше внимания форме и многим эпизодам композиции. Для меня интересен артист, его преображение в сценическом пространстве образов. Возможно, потому спектакль оставил во мне осадок неосуществленных надежд.

 

 
Клара Антонова

 

 
 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах