Примерное время чтения: 6 минут
312

Как Челябинск спас Якутию. Без кабин пришлось проехать 1,5 тыс. км при минус 50 градусов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ-Челябинск» 03/10/2012
Фото: Александра ФИРСОВА

Но мало кто сейчас знает, например, о «снежном походе», о том, как оказались связаны судьбы американского проектировщика и Челябинска и почему о нашем городе до сих пор вспоминают ветераны-полярники - те, кто осваивал Антарктиду. Свидетельства об этих и многих других удивительных событиях хранятся в музее ЧТЗ.

Ячейки вместо мобильников 

- Сейчас много говорят о модернизации, об инвестициях, а ведь 80 лет назад был осуществлён один из самых успешных инвестиционных проектов в стране, - говорит директор музея Надежда ДИДА. - Речь идёт о ЧТЗ, хотя, кстати, изначально звучали другие, непривычные для нас аббревиатуры - ЧТС (Челябинская тракторная стройка) или ЧКЗ (Челябинский Кировский завод). За основу был взят американский трактор «Катерпиллар». Сначала хотели закупать машины у американцев, но те просто не готовы были поставлять нам трактора в требуемых огромных масштабах. В итоге купили один, привезли, разобрали на детали и изучили. Выбор на Челябинск при строительстве завода пал потому, что рядом были и копейские шахты, и Магнитка, Транссибирская магистраль, да и ставку делали на освоение Сибири, Дальнего Востока (на китайцев, как сейчас, не надеялись). 

От нынешней улицы Свободы тогда, в 1929 году, простиралось в сторону Тракторозаводского района лишь поле, а на месте Комсомольской площади было болотце с чахлыми берёзами. Население Челябинска составляло всего 60 тыс. человек, а на стройку в 1930 году приехало сразу 42 тысячи! Организовать такую массу, управлять ею было делом очень сложным. Функцию мобильных телефонов в какой-то мере выполняли ячейки по интересам. Так что тут дело было не только в идеологии. 

- Вот смотрю я, как сейчас молодёжь экстремальными видами спорта увлекается, а это ведь всё от скуки, - заметила Надежда Дида. - Тогда сама жизнь была экстримом. Помните, как в фильме «Карьера Димы Горина» ребята лазили по огромным вышкам? Тогда работа доставляла все необходимые острые переживания. 

А американцы всё-таки приложили руку к строительству. К примеру, проектировщик Альберт Кан подсказал идею корпусного, а не цехового устройства завода. Кстати, с правнучкой проектировщика заводчане до сих пор переписываются, делятся документами. Она пишет о своём предке книгу. 

Мыльница - это идея! 

Для первых челябинских тракторов и испытания нашлись серьёзные. В 1936 году зима выдалась очень ранняя и суровая. Якутию снабжали баржи, которые двигались по Северному морскому пути к устью реки Лена. В устье они и замёрзли. Тогда семь тракторов по железной дороге перебросили до городка Невер, а оттуда они двинулись по тайге к реке. Им пришлось пройти 1,5 тыс. километров при температуре -40-50°. А ведь у этих тракторов не было даже кабины! Путь в итоге занял больше двух недель, зато, можно сказать, Челябинск не дал замёрзнуть Якутии. Это событие назвали «снежным походом». 

В том же году было новое испытание. В Таджикистане лавина отрезала несколько аулов - дорогу пришлось прокладывать взрывными работами, а снег разгребали наши трактора. 

Не приходится удивляться, что на Всемирной выставке в Париже в 1937 году челябинские трактора удостоились гран-при. 

Наши разработчики учитывали порой самые неожиданные нюансы. Так, узнав, что при прокладке лесных просек остаётся много хвороста, они оборудовали трактор для лесной промышленности котлом, где можно было те дрова сжигать. На этой тяге газогенераторный  трактор и двигался. 

До 1941 года удалось выпустить 100 тыс. тракторов, но многие разработки мирного времени пригодились и во время войны. К примеру, в Челябинске был выпущен первый в стране дизельный двигатель, и после наши танки работали на дизеле, тогда как немецкие - на бензине. В результате советские танки были более мощные, более дешёвые, но менее горючие. 

Кстати, тяжёлые танки выпускал только ЧТЗ. Связано это было с тем, что несущие конструкции завода были сделаны из металла, а не из железобетона, как планировалось. Эта идея принадлежала первому директору завода Казимиру Ловину. Сначала за перерасход металла его репрессировали, но позже реабилитировали, когда оказалось, что он смотрел далеко вперёд. 

Уже к концу войны был выпущен танк ИС-3 - с необычной, приплюснутой и широкой, башней. Идея такой башни пришла к конструктору Михаилу Балжи, когда он пригляделся к обычной мыльнице. От подобной формы фауст-патроны просто рикошетили. 

Почему покраснели «челябинские пингвины»? 

После войны первые трактора С-80 вышли уже в 1946 году. В войну действовал запрет Сталина на разработку и выпуск гражданской продукции в машиностроении. Однако факт, что трактор появился так быстро, доказывает: проектировали его раньше, невзирая на запрет. Наверняка в нерабочее время (было такое своего рода хобби у конструкторов). 

Трактора С-80 потом использовались в Антарктиде. Один из них утонул, провалившись под лёд (это произошло в 1956 году). Полярник Иван Хмара пытался спасти машину, но погиб. В его честь назван один из островов у берегов Антарктиды. 

По пожеланию полярников наши проектировщики изменили ширину гусениц, начали красить трактора в красный цвет, чтобы они были более заметны на снегу. А также рисовали на дверцах изображение пингвина - потому эти трактора полярники называли «челябинскими пингвинами». 

- Мало кто сейчас об этом помнит, - говорит директор музея. - А ведь это то, чем мы можем гордиться, что мы можем пропагандировать в плане имиджа Южного Урала, о чём так много говорят областные власти. История ЧТЗ - то, чем может гордиться весь Челябинск. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах