О жанре, драматургии и ассоциациях с LOSTом
-Это и драма, и триллер, и хоррор, и мелодрама. Лучший пример для сравнения – американский сериал LOST, где существует подобная смесь - мистика, фантастика, криминальные линии, мелодрама, драма. Почему я говорю именно о LOSTе? Я сам так себе представил, когда прочитал первый раз сценарий. LOST- это первое, что приходит в голову. И у них, и у нас действие происходит в замкнутом пространстве. Но если в LOSTе это остров, то в нашем проекте – усадьба, находящаяся в лесу, вдали от цивилизации. И там, и там в сюжете развивается большое количество параллельных историй. У каждого обитателя нашей «Закрытой школы» есть своя тайна, которую нам предстоит разгадать.
Мистических вещей и персонажей в нашем сериале будет много. И столп света, бьющий из чащи леса, и двухголовый кролик, и 2-х метровый гном. Сюжет будет подкидывать зрителям все новые и новые загадки. Постепенно саспиенс наберет силу. Вы подсядете на сериал так, что потом не сможете оторваться! Но не только загадки и саспиенс движут драматургический мотор нашего сериала. Есть и мелодраматические линии. Все персонажи связаны между собой личными взаимоотношениями: они сходятся, расходятся, страдают, воюют друг за друга. А линии с детьми добавляют проекту сентиментальности, эмоциональности.
Мы сделали так, что сюжет будет понятен и близок любой возрастной группе. У наших старших учеников любовная драматургия отношений построена именно на тех проблемах, которые интересуют подростков, у нас много любви, причем абсолютно сумасшедшей, панковской! Это безумно интересно, симпатично, свежо смотрится! Взрослая аудитория будет умиляться, глядя на младших учеников «Закрытой школы». У нас есть две маленькие героини Надя и Алиса, которые от серии к серии набирают по важности всё больше и больше и в итоге, как маленькие философы, выдают грандиозные философские скетчи, чем порой задают тон всей серии. В одной серии, например, они пытаются найти бога и понять, существует ли он или нет. Всё это виртуозно прописано в сценарии, очень умно, с большим юмором, мудростью, интересно, крепко и трогательно. Здесь есть истории и эмоции настоящих живых людей, что очень важно!
О мистике в кадре и за кадром
- На съемках «Закрытой школы» мистика коснулась и нас самих, съемочную группу. Например, на натурных съемках в старинной усадьбе «Середняково» девочки-гримеры уговаривали меня пойти посмотреть на привидение, которое, якобы там есть. Они рассказывали, что слышали голоса и шаги. Гримеры отправились на разведку на чердак, а там висела старая картина – автопортрет молодого Лермонтова. Когда смотришь на его отражение в зеркале, он становится как будто живым. Да, усадьба у нас с легендой, так говорят. Думаю, каждый из актеров расскажет вам какой-нибудь мистический случай, который произошел с ним за время съемок. Лично я к эзотерике и сверхъестественному отношусь с большим цинизмом. Я люблю рассказывать истории. Поэтому и снимаю жанровое кино.
О работе с актерами на площадке и кастинге проекта
-Расскажите о работе с молодыми актерами на съемочной площадке, включая самых маленьких. Вы принимали участие в кастинге?
- Я сам отсматривал актеров на кастинге. Я считаю, что, например, Павел Прилучный очень мощно себя заявил. Он талантливый парень с огромной харизмой, потенциалом, который ему еще только предстоит раскрыть, человек с большим актерским диапазоном. При всем том ему присущ стиль, который уже становится его фирменным – угловатость, шероховатость, резкость. Павел - человек любопытный и страстный, которому интересно всегда делать что-то новое. Мы вместе каждый раз радуемся, когда есть возможность попробовать что-то новое. У него всё на грани. Он может сказать тебе правду в лицо, наорать, взорваться или, наоборот, облобызать. У меня он в каждой третьей сцене плачет горючими слезами, причем без всякого глицерина! Прилучный играет эмоциональные сцены и не стесняется собственных слез. В любовной линии его персонажа заложены постоянные разборки с его девушкой Дашей. Плюс у героя Прилучного очень серьезный внутренний конфликт, ведь, несмотря на богатую семью, его тоже оставляют в школе-интернате, пусть и элитном.
-И как же молодые актеры настраиваются на эмоциональные сцены со слезами? Сидят, вспоминают что-то грустное?
- В первой подобной сцене, когда мне нужны были от Павла Прилучного слезы, потому что это был важный переломный момент, я предложил принести ему слезный карандаш. Он сказал: «Не надо!». Я дал старт съемкам сцены: камера, мотор – и слезы пошли! Я восхищен потенциалом этого актера! Прилучный еще подраться любит, так что все драки – всегда пожалуйста, и без дублеров! Маленькая Габи (юная актриса с испанскими корнями Луиза Габриэла Бровина, играющая в сериале роль Нади – прим. Автора) у нас просто находка, девочка совершенно фантастическая! Несмотря на то, что ей всего 8 лет, актерский диапазон у нее уже как у взрослой актрисы! Я наблюдаю за ней на площадке. Во время репетиций многие актеры не выкладываются на 100%, ждут дублей на камеру, чтобы уже там выложиться по полной. Габи не такая. Если по сценарию Габи нужно плакать, у нее уже на репетиции глаза наполняются слезами. Я не знаю, как она это делает.
Что касается других актеров, то Таня Космачёва снималась у меня в «Фобосе». Для нее тогда это была первая большая роль, и с того самого проекта я понял, насколько она замечательная актриса. Я очень хотел видеть ее и на этом проекте. Агату Муцениеце мы нашли путем кастинга. Она всех покорила своей харизмой, непосредственностью и энергией, что для её персонажа Даши, помимо ярких внешних данных, очень важно. Леша Коряков очень серьезный и вдумчивый актер, наша будущая звезда, мне приятно с ним работать. Он снялся в «Пассажирке» Станислава Говорухина и с тех пор востребован, Игорь Юртаев и Андрей Негинский, как и их герои, - главные хохмачи, я постоянно слышу их гогот на съемочной площадке, мне постоянно приходится их успокаивать. Они - актеры начинающие, молодые, но активно стараются. Я посмотрел их на пробах, они мне показались очень непосредственными. Это тоже был своего рода эксперимент - взять непрофессиональных актеров. А Татьяна Васильева - это наше всё! Всегда приятно видеть старую школу, чрезвычайно профессиональный человек, очень мудрый, грандиозная актриса!
- А как молодые актеры общаются между собой на площадке?
-Мне кажется, что у них в жизни сложились похожие отношения, как у их героев в сериале «Закрытая школа». Вне съемочной площадки Агата – принцесса, вся такая легкая и блистательная. Таня – вдумчивая, очень часто всех одергивает и призывает к дисциплине. Леша Коряков - серьезный, а Павел наш Прилучный - мачо, альфа, Док из фильма «На игре», который постоянно притягивает к себе всеобщее внимание и любовь.
О себе
- Я родом из Челябинска. У меня совершенно обычная семья – мама, папа, сестра. Родители дали мне очень много любви и доверия, всегда поддерживали меня во всем. Именно поэтому я вырос уверенным в себе человеком. По первому образованию я - художник. Учился сначала в художественной школе, потом в художественном училище, затем в Питере поступил в МУХУ (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица —С 1953-го по 1994-й год вуз назывался Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем им. В. И. Мухиной, поэтому его и сейчас часто называют просто «Мухой» - прим. Автора).
Я - человек любопытный, мне всегда хочется развиваться, делать что-то новее. Перепробовал много всего: работал художником-иллюстратором, рисовал карикатуры и печатал их в газетах, потом работал в театре художником-постановщиком, делал декорации, выдумывал всякие объекты, и, наконец, в середине 90-х судьба забросила меня в Германию, где мне пришлось начинать всё заново. Но, приехав в Германию, я увидел, сколько же там возможностей! И я с жадностью, жаждой и любопытством бросился на всё, что меня интересовало. Прежде всего надо было зарабатывать деньги. Чем только мне не приходилось заниматься! Я и красил, и фактурил, и прикручивал ручки, в общем, строил декорации. Я работал на фильме «Пианист» Романа Поланского и на «Обители зла» с Милой Йовович. Если помните, в начале фильма Мила лежит на кафельном полу. Этот пол рисовал я, кафель там не настоящий, а нарисованный. Конечно, я много времени проводил в павильоне, наблюдая, как делается кино.
Я всегда любил кино. В Берлине я поступил в Академию художеств на факультет экспериментальных медиа и видеоарта. Проходил туда год, мне было интересно изучить технику – камеры, монтажные столы, потом понял, что не хочу снимать всякие прыгающие по экрану точки и видеоарт не для меня.
Но первый толчок в сторону кино был сделан. Как-то раз, проходя по коридорам Берлинской академии художеств, я увидел объявление, на котором было написано: «Discovery channel ищет молодых режиссеров со свежими идеями». У них был проект для поддержки молодых режиссеров. Придя домой, написал сразу три идеи, отправил туда - и всё получилось! Мне дали бюджет на мою первую картину и профессиональную команду. Снял документальный фильм по своему сценарию. Это был фильм-портрет человека, который болтается между двумя странами, такое получасовое роад-муви. Фильм показали более чем в 100 странах мира.
Я впал в полнейшую эйфорию и, было, подумал, что мне ненужно дальше учиться, я уже снимаю для телевидения. Сделал еще один фильм, уже для BBC, в похожем проекте. Фильм смонтировали без меня, сократив весь смысл. И тогда я понял, что занимаюсь не своим делом, я не журналист, и мне нужно идти учиться. Я выбрал себе киношколу, которая мне понравилась больше всего – Берлинскую академию кино и телевидения, поступил туда и отучился. Сейчас я живу в Германии, но большую часть времени провожу в России. С моей профессией это совершенно нормально - жить на два города.
-Свой опыт художника-декоратора на сериале «Закрытая школа» вы как-то применили?
-Конечно! Когда художники приносили нам свои предложения, какие-то схемы, планы, эскизы, для меня это всё не было пустым звуком, я предлагал свои решения, говорил, что нужно упростить, а что, наоборот, сделать побольше. Декорации у нас на проекте получились сложные, красивые и компактные. В качестве реквизита используется много настоящего антиквариата.
-А почему внутренности усадьбы, в которой, по сюжету, располагается наша элитная школа-интернат, снимали не в самой усадьбе «Середняково, где снимали натуру, а выстраивали для этого специальные декорации?
-Потому что проще строить и снимать в павильоне. Так удобнее, ничто тебе не мешает. В усадьбе ты зависишь от солнечного света, от звука, от людей, от стен. К тому же как декорации ты можешь построить все, что тебе хочется!