Примерное время чтения: 8 минут
423

Права прятали даже в сапоги. Как работала Госавтоинспекция во времена СССР

В Челябинске продолжается транспортная реформа. Уже ясно, что расширение проезжей части не является универсальным решением. Но вопросы развития транспорта приходилось решать и в СССР. 

Более 36 лет проработал в Госавтоинспекции полковник милиции, заслуженный работник МВД СССР Артур Дель – 14 лет он возглавлял ГАИ Челябинска и 16 лет – области. Начинал он свою карьеру инспектором и по просёлочным дорогам гонялся за пьяными водителями грузовиков, а на руководящих постах добился того, что область заняла 1 место в стране по безопасности движения, появились путепроводы и подземные пешеходные переходы.

На мотоцикле по полям

Эльдар Гизатуллин, Аиф-Челябинск: Как получилось, что вы стали работать в ГАИ?

Артур Дель: Вы удивитесь, но началось всё с того, что меня самого обвинили в нарушении правил дорожного движения. За время службы в армии я стал водителем первого класса и преподавателем уличного, а также технического вождения. После демобилизации пришёл на автобазу устраиваться на работу, а там начальник посмотрел мои документы и сказал: «Тебе здесь делать нечего!» и отправил меня в ремесленное училище, где меня назначили мастером производственного обучения.

Но за руль я иногда садился. Как-то поехал я за кислородным баллоном на завод, а там переулок был у предприятия совсем небольшой, Вылетела навстречу мне другая машина, и я, чтобы избежать столкновения, заехал немного на тротуар, благо там никого не было. Этот маневр заметили и вызвали меня в милицию. Я возмутился: «Какой я нарушитель – три года в Москве вождению учил!». В армии ведь наша часть под Москвой стояла. Словом, вместо того, чтобы оштрафовать, мне предложили работу в ГАИ – приказом от 9 декабря 1959 года я стал инспектором, а уже в мае 1965 года был заместителем начальника ГАИ Челябинска. Такая стремительная карьера во многом объясняется тем, что я был единственный, кто учился в ЧПИ на 4 курсе.

- Дорожное движение тогда, наверное, было менее напряжённым?

- Транспорта в целом было меньше на дорогах – преобладали грузовые машины. Много было автобусов различных организаций, причём в 30%, когда их останавливали, выяснялось, что они неисправные. Самый кошмар начинался, когда стартовала уборочная кампания. Лозунг такой был: «Каждую машину на село!». Помню, у меня приступ аппендицита, а ситуация сложная – за бок держусь, а работаю.

- За время работы инспектором запомнились какие-то задержания?

- Ещё когда я первый год работал, отправили меня в Чесменский район. Передвигаться по району приходилось на мотоцикле – очень уж был жёсткий, неудобный, да и падал с него несколько раз. Потом пересёл на «Газик». Помню, чуть ли не в первый день останавливаю грузовик, шофёр дверцу открывает, а оттуда вонища! «Пьяный?» - спрашиваю. «Да ты что, только стакан махнул!».

Задерживал за езду в пьяном виде и секретарей райкомов, и судей. Был случай – увидел с напарником грузовик, а в кабине шофёр и две женщины. Это же непорядок. Пытались остановить, а они от нас в сторону Казахстана – там граница рядом. Я напарнику кричу: «Гони!», и даже пистолет вытащил – пацан ведь! Грузовик в рытвину въехал, женщины из кабины выскочили и снова в сторону границы побежали, а шофёр пьяный. Мы его оформили, едем, и нам вдруг «Волга» без номеров дорогу преграждает, а оттуда пять мордоворотов и на нас: «Что это вы казахстанский грузовик в Чесму тащите?». Монтировку вытащили, а я снова за пистолет: «Тут пять пуль, на всех хватит!». Все немного поостыли – оказалось, что у этого шофёра брат – начальник автохозяйства. Вмешалось начальство, обещали нарушителя привезти потом на разбирательство, но обманули.

А потом, спустя какое-то время, я в Челябинске снова тут грузовик вижу. И опять шофёр тот же самый и пьяный! Спрашиваем, где документы, а тот настаивает: «Нет с собой!». Но у нас люди опытные были, говорят: «Снимай сапоги!». Вот там документы нашли. Не удалось ему отвертеться.

- А за деньги в то время предлагали решить вопрос?

- Были случаи. Однажды задержал водителя грузовика. И вскоре заходит ко мне мужик, говорит: «Вы моего водителя задержали, давайте уладим вопрос». И деньги достаёт. Я сразу кричу: «Дежурный!». Мужик бежать. Позднее вызывают меня к первому секретарю райкома, я смотрю – а это тот самый мужик, что деньги доставал! Штраф я водителю всё равно выписал.

Задерживали по 32 тыс. человек в год

- Интересно, ДТП было в советское время меньше?

- Конечно, меньше. Например, в 1987 году погибло в ДТП по всей Челябинской области 700 с лишним человек, а в 1986 году нам удалось снизить этот показатель до 400, за что в 1987 году регион занял 1 место в стране по уровню безопасности движения – нам вручили красное знамя. Достижение было столь значимым, что меня позвали на работу в Москву, но я отказался. Лучше уж быть на своём месте, где знаешь, что и как работает.

Но нарушителей всегда хватало – в год по области задерживали до 32 тысяч человек. Спасало то, что организация была на высоте – эффективно работала комиссия по безопасности движения. Каждый квартал на местах проводили совещания – собирали транспортников, работников прокуратуры, образования, так что контроль был лучше.

С другой стороны, многое зависело от начальства. Я десять секретарей обкомов пережил, из которых лишь два были толковых – Николай Родионов и Фёдор Кузюков.

- А я помню, что в 80-е годы около ГАИ был информационный стенд с фото ДТП – там были довольно жуткие снимки…

- Безусловно, без ДТП не обходилось. Но за те 16 лет, что я отвечал за всю область, были всего две крупные аварии. Одна из них произошла в Аше, где автобус свалился с моста. А всё потому, что местные власти открыли для пассажирских перевозок улочку, совсем для этого не предназначенную. Там прежде одни повозки с лошадьми ездили – никаких ограждений не стояло, ничего.

Другое ДТП произошло в Октябрьском районе, где ЗИС буквально пополам рассек автобус, в котором ехали школьники. Это была страшная трагедия – погибло 16 человек. Разбирательство шло на самом высоком уровне – приехали представители ЦК, Совмина, министерства транспорта СССР.

Поставить студентов и посчитать

- Какие подходы вы бы порекомендовали использовать для нынешней транспортной реформы?

- Я бы порекомендовал, прежде всего, оценить поток транспорта на конкретном участке, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Например, поставить в самое напряжённое время по обе стороны улицы людей с счётчиками-хронометрами – можно задействовать студентов с кафедры транспорта ЮУрГУ, предварительно их проинструктировав.

Они будут считать время остановки транспорта, замерять движение скорости, от которого зависит износ двигателя, резины, объём газов и выхлопов, которых больше при малых оборотах двигателя. Опять же подсчитать количество ДТП, если таковые произойдут за месяц, квартал, полугодие и так далее. Все эти данные затем надо проанализировать, чтобы увидеть, какие есть помехи движению.

- В советское время подход был более взвешенный?

- Не то слово. Когда я не только работал в ГАИ, но и был депутатом горисполкома, обсуждали вопрос путепровода на Троицком тракте у поворота на Еткуль. Рассматривали документы с участием представителей транспорта, здравоохранения, пожарной охраны и ГАИ, конечно. Без подписей этих лиц ни один проект не мог быть утверждён.

Помню, утвердили мы проект путепровода, а строители подняли гвалт – дорого, мол! Я выступаю и рассказываю обо всём – какое количество транспорта здесь проходит, в какое время, опять же про износ двигателя объясняю, про другие показатели. После руководство оригинально подвело итог: «Раз Артур Адамович сказал, что надо строить – будем строить!».

В другой раз удалось добиться строительства путепровода на Уфимском направлении, причём нашли такой проект, при котором не потребовалось сносить 16 садовых участков.

Лишь один раз я фиаско потерпел – когда не смог настоять, что нужна вторая полоса движения на улице Цвиллинга в сторону Дома профсоюзов. Лишь при губернаторе Михаиле Юревиче появилась эта полоса.

Большой заслугой считаю и то, что удалось добиться строительства подземных пешеходных переходов в Челябинске – кстати, после 1979 года, когда я стал работать в области, переходов уже не строили.

- А сейчас где Челябинску необходимы путепроводы?

- Считаю, что нужен путепровод у Ленинградского моста. Там как раз идёт реконструкция, так почему бы не создать возможность для движения на двух уровнях. Там такое «бутылочное горлышко», что проблему надо решать уже сейчас.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах