В Челябинске продолжается транспортная реформа. Уже ясно, что расширение проезжей части не является универсальным решением. Но вопросы развития транспорта приходилось решать и в СССР.
Более 36 лет проработал в Госавтоинспекции полковник милиции, заслуженный работник МВД СССР Артур Дель – 14 лет он возглавлял ГАИ Челябинска и 16 лет – области. Начинал он свою карьеру инспектором и по просёлочным дорогам гонялся за пьяными водителями грузовиков, а на руководящих постах добился того, что область заняла 1 место в стране по безопасности движения, появились путепроводы и подземные пешеходные переходы.
На мотоцикле по полям
Эльдар Гизатуллин, Аиф-Челябинск: Как получилось, что вы стали работать в ГАИ?
Артур Дель: Вы удивитесь, но началось всё с того, что меня самого обвинили в нарушении правил дорожного движения. За время службы в армии я стал водителем первого класса и преподавателем уличного, а также технического вождения. После демобилизации пришёл на автобазу устраиваться на работу, а там начальник посмотрел мои документы и сказал: «Тебе здесь делать нечего!» и отправил меня в ремесленное училище, где меня назначили мастером производственного обучения.
Но за руль я иногда садился. Как-то поехал я за кислородным баллоном на завод, а там переулок был у предприятия совсем небольшой, Вылетела навстречу мне другая машина, и я, чтобы избежать столкновения, заехал немного на тротуар, благо там никого не было. Этот маневр заметили и вызвали меня в милицию. Я возмутился: «Какой я нарушитель – три года в Москве вождению учил!». В армии ведь наша часть под Москвой стояла. Словом, вместо того, чтобы оштрафовать, мне предложили работу в ГАИ – приказом от 9 декабря 1959 года я стал инспектором, а уже в мае 1965 года был заместителем начальника ГАИ Челябинска. Такая стремительная карьера во многом объясняется тем, что я был единственный, кто учился в ЧПИ на 4 курсе.
- Дорожное движение тогда, наверное, было менее напряжённым?
- Транспорта в целом было меньше на дорогах – преобладали грузовые машины. Много было автобусов различных организаций, причём в 30%, когда их останавливали, выяснялось, что они неисправные. Самый кошмар начинался, когда стартовала уборочная кампания. Лозунг такой был: «Каждую машину на село!». Помню, у меня приступ аппендицита, а ситуация сложная – за бок держусь, а работаю.
- За время работы инспектором запомнились какие-то задержания?
- Ещё когда я первый год работал, отправили меня в Чесменский район. Передвигаться по району приходилось на мотоцикле – очень уж был жёсткий, неудобный, да и падал с него несколько раз. Потом пересёл на «Газик». Помню, чуть ли не в первый день останавливаю грузовик, шофёр дверцу открывает, а оттуда вонища! «Пьяный?» - спрашиваю. «Да ты что, только стакан махнул!».
Задерживал за езду в пьяном виде и секретарей райкомов, и судей. Был случай – увидел с напарником грузовик, а в кабине шофёр и две женщины. Это же непорядок. Пытались остановить, а они от нас в сторону Казахстана – там граница рядом. Я напарнику кричу: «Гони!», и даже пистолет вытащил – пацан ведь! Грузовик в рытвину въехал, женщины из кабины выскочили и снова в сторону границы побежали, а шофёр пьяный. Мы его оформили, едем, и нам вдруг «Волга» без номеров дорогу преграждает, а оттуда пять мордоворотов и на нас: «Что это вы казахстанский грузовик в Чесму тащите?». Монтировку вытащили, а я снова за пистолет: «Тут пять пуль, на всех хватит!». Все немного поостыли – оказалось, что у этого шофёра брат – начальник автохозяйства. Вмешалось начальство, обещали нарушителя привезти потом на разбирательство, но обманули.
А потом, спустя какое-то время, я в Челябинске снова тут грузовик вижу. И опять шофёр тот же самый и пьяный! Спрашиваем, где документы, а тот настаивает: «Нет с собой!». Но у нас люди опытные были, говорят: «Снимай сапоги!». Вот там документы нашли. Не удалось ему отвертеться.
- А за деньги в то время предлагали решить вопрос?
- Были случаи. Однажды задержал водителя грузовика. И вскоре заходит ко мне мужик, говорит: «Вы моего водителя задержали, давайте уладим вопрос». И деньги достаёт. Я сразу кричу: «Дежурный!». Мужик бежать. Позднее вызывают меня к первому секретарю райкома, я смотрю – а это тот самый мужик, что деньги доставал! Штраф я водителю всё равно выписал.
Задерживали по 32 тыс. человек в год
- Интересно, ДТП было в советское время меньше?
- Конечно, меньше. Например, в 1987 году погибло в ДТП по всей Челябинской области 700 с лишним человек, а в 1986 году нам удалось снизить этот показатель до 400, за что в 1987 году регион занял 1 место в стране по уровню безопасности движения – нам вручили красное знамя. Достижение было столь значимым, что меня позвали на работу в Москву, но я отказался. Лучше уж быть на своём месте, где знаешь, что и как работает.
Но нарушителей всегда хватало – в год по области задерживали до 32 тысяч человек. Спасало то, что организация была на высоте – эффективно работала комиссия по безопасности движения. Каждый квартал на местах проводили совещания – собирали транспортников, работников прокуратуры, образования, так что контроль был лучше.
С другой стороны, многое зависело от начальства. Я десять секретарей обкомов пережил, из которых лишь два были толковых – Николай Родионов и Фёдор Кузюков.
- А я помню, что в 80-е годы около ГАИ был информационный стенд с фото ДТП – там были довольно жуткие снимки…
- Безусловно, без ДТП не обходилось. Но за те 16 лет, что я отвечал за всю область, были всего две крупные аварии. Одна из них произошла в Аше, где автобус свалился с моста. А всё потому, что местные власти открыли для пассажирских перевозок улочку, совсем для этого не предназначенную. Там прежде одни повозки с лошадьми ездили – никаких ограждений не стояло, ничего.
Другое ДТП произошло в Октябрьском районе, где ЗИС буквально пополам рассек автобус, в котором ехали школьники. Это была страшная трагедия – погибло 16 человек. Разбирательство шло на самом высоком уровне – приехали представители ЦК, Совмина, министерства транспорта СССР.
Поставить студентов и посчитать
- Какие подходы вы бы порекомендовали использовать для нынешней транспортной реформы?
- Я бы порекомендовал, прежде всего, оценить поток транспорта на конкретном участке, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Например, поставить в самое напряжённое время по обе стороны улицы людей с счётчиками-хронометрами – можно задействовать студентов с кафедры транспорта ЮУрГУ, предварительно их проинструктировав.
Они будут считать время остановки транспорта, замерять движение скорости, от которого зависит износ двигателя, резины, объём газов и выхлопов, которых больше при малых оборотах двигателя. Опять же подсчитать количество ДТП, если таковые произойдут за месяц, квартал, полугодие и так далее. Все эти данные затем надо проанализировать, чтобы увидеть, какие есть помехи движению.
- В советское время подход был более взвешенный?
- Не то слово. Когда я не только работал в ГАИ, но и был депутатом горисполкома, обсуждали вопрос путепровода на Троицком тракте у поворота на Еткуль. Рассматривали документы с участием представителей транспорта, здравоохранения, пожарной охраны и ГАИ, конечно. Без подписей этих лиц ни один проект не мог быть утверждён.
Помню, утвердили мы проект путепровода, а строители подняли гвалт – дорого, мол! Я выступаю и рассказываю обо всём – какое количество транспорта здесь проходит, в какое время, опять же про износ двигателя объясняю, про другие показатели. После руководство оригинально подвело итог: «Раз Артур Адамович сказал, что надо строить – будем строить!».
В другой раз удалось добиться строительства путепровода на Уфимском направлении, причём нашли такой проект, при котором не потребовалось сносить 16 садовых участков.
Лишь один раз я фиаско потерпел – когда не смог настоять, что нужна вторая полоса движения на улице Цвиллинга в сторону Дома профсоюзов. Лишь при губернаторе Михаиле Юревиче появилась эта полоса.
Большой заслугой считаю и то, что удалось добиться строительства подземных пешеходных переходов в Челябинске – кстати, после 1979 года, когда я стал работать в области, переходов уже не строили.
- А сейчас где Челябинску необходимы путепроводы?
- Считаю, что нужен путепровод у Ленинградского моста. Там как раз идёт реконструкция, так почему бы не создать возможность для движения на двух уровнях. Там такое «бутылочное горлышко», что проблему надо решать уже сейчас.