С 1 июня 2019 года все имущественные претензии к страховым компаниям по договорам ОСАГО, ДСАГО и КАСКО решаются через финансового уполномоченного, если застрахованный и страховая компания не сумели договориться о размере выплаты. Например, если компания занизила сумму выплаты или вообще отказалась платить.
Постепенно претензии, касающиеся взыскания денежных средств со всех финансовых организаций, попадут на стол нового уполномоченного. С 28 ноября страховые компании обязаны выполнять решения омбудсмена, если претензия подана по любому из остальных видов страхования (кроме обязательного медицинского страхования). С 1 января 2020 года финуполномоченный будет работать с микрофинансовыми организациями (МФО).
А с 1 января 2021-го – с банками, ломбардами, кредитными кооперативами и негосударственными пенсионными фондами.История одного ДТП
Учредитель нового института – Банк России. По словам представителей ЦБ, новая схема урегулирования споров должна разгрузить суды и упростить процедуру взыскания денежных средств для граждан. Ведь, как известно, добиваться выплат по ОСАГО в судебном порядке застрахованное лицо может долго – от нескольких месяцев до года.
Судя по информации с официального сайта финуполномоченного, процедура обращения несложная.
Пример. Николай И. после ДТП обратился в свою страховую компанию, где ему рассчитали сумму возмещения. На полноценный ремонт её не хватит, решил Николай и написал претензию с требованием увеличить выплату. Ему отказали. Раньше он бы пошёл в независимую экспертизу, нанял юриста и отстаивал свою позицию в суде. Теперь по электронной почте или письмом он направляет своё обращение финомбудсмену. Николай должен написать в заявлении, что не согласен с решением страховой компании, приложить копию страхового полиса и письменный отказ компании выплачивать полное, по мнению Николая, возмещение.
В качестве дополнительных документов, относящихся к спору, можно прикрепить постановление ГИБДД, что виновником аварии является другое лицо. Также помощь в оформлении обращения гражданам окажут эксперты службы финуполномоченного по бесплатному телефону 8 800 200-00-01.
Дальше Николай ждёт, следит за движением своего дела через личный кабинет на сайте уполномоченного. Через три дня ему приходит ответ о начале рассмотрения дела или о мотивированном отказе. В течение 15 рабочих дней с момента подачи заявления (если не потребуется техническая экспертиза) Николаю придёт ответ о полном или частичном удовлетворении его требований или об отказе, если уполномоченный сочтёт, что финансовая организация действовала верно.
Ещё через 10 дней с момента подписания решение вступит в законную силу. На его исполнение у страховой компании есть от 10 рабочих до 30 календарных дней.
Если финомбудсмен отказал в рассмотрении жалобы или Николаю показалась, что выплата вновь занижена, с решением омбудсмена («перепрыгнуть» эту инстанцию нельзя) он может обратиться в суд.
За страховку придётся побороться
В итоге гражданин должен потратить полтора месяца. До 15 рабочих дней есть у страховой компании, чтобы рассмотреть претензию и самой урегулировать спор с застрахованным лицом, и 15 рабочих дней – у финомбудсмена на вынесение решения.
«Это при идеальных условиях, – считает управляющий и главный юрист компании «СпецЮст» Александр Целых.– Учитывая, что претензионные дела между потребителем и страховой в основном носят крайне спорный характер, в большинстве случаев они решаются только через суд. И новый уполномоченный – это лишь дополнительный барьер перед обращением в суды».
«Мало того, перед введением нового закона об уполномоченном, увеличили все сроки для рассмотрения обращений граждан, – продолжает автоюрист Лев Воропаев. – Ранее на рассмотрение заявления у страховой было 20 дней, теперь срок увеличили до 30 рабочих дней (не календарных!). А это лишь первичное обращение в страховую после ДТП. Следующий этап – претензионный. Изначально в законе об ОСАГО было пять дней на рассмотрение претензии гражданина (в 2017 году). Потом сделали 10, а сейчас 15 рабочих дней – три недели! И то если претензия подана в электронном виде. На бумажном носителе письмом – это 30 дней. Так у нас защищают права граждан.
Но есть более важный момент. Гражданин при обращении к уполномоченному утрачивает возможность взыскания штрафов со страховой компании. Через суд он имел право взыскать минимум 50% штрафа от суммы поданного иска за то, что страховая в добровольном порядке не удовлетворила требования гражданина о выплате, и плюс пени по закону о защите прав потребителя. Сейчас этого ничего не будет. То есть наказать страховую за то, что она действовала неправомерно, теперь очень тяжело и возможно сделать только после обращения к страховой и финомбудсмену – в суде. Я считаю, это сделано, чтобы защитить интересы страховых компаний. Их, по сути, освободили от судебных штрафов, чтобы они в очередной раз несли меньше убытков».
Не радует экспертов и то, что все обращения к финансовому уполномоченному, как и его услуги, для граждан являются бесплатными. «В ОСАГО бесплатно ничего не бывает, – уверен председатель ЧРО «Всероссийское общество автомобилистов» Николай Живец. – В законе написано, что финансированием нового института занимаются ЦБ (его материальной части) и страховые компании через взносы. А что такое бюджет страховых? Это деньги застрахованных лиц. Нам вменили ещё одного нахлебника, и содержать всю эту службу будем мы с вами, рядовые автомобилисты. И скорее всего, тарифы и стоимость услуг страховых компаний вырастут пропорционально тем расходам, которые они понесут на содержание аппарата уполномоченного. Я считаю, что цель закона «О финансовом уполномоченном» состоит в том, чтобы часть обращений к профессиональным юристам увести в другую структуру. Потому что профессионалы научат, что гражданин может получить и предъявить страховым, объяснят его законные требования».
Закрытое ОСАГО
Между тем и сами страховые компании не видят необходимости в новом уполномоченном. «В нашей компании решение споров в досудебном порядке – одна из приоритетных задач, – говорит директор Челябинского филиала АО «Московская акционерная страховая компания» Алексей Чапайкин. – И если в среднем мы имеем от 50 до 100 обращений граждан в месяц (в зависимости от сезона), то несогласных с выплатами и желающих оспорить их в суде – единицы. Более того, за каждое обращение граждан к уполномоченному, если омбудсмен доказывает, что страховая компания неправа, нам приходится платить штрафы – от 7,5 тысячи до 45 тысяч рублей в зависимости от этапа рассмотрения дела у уполномоченного. Для нас это неприемлемо.
В идеале закон должен ускорить и упростить процесс получения выплаты гражданам и сократить число неправомерных отказов со стороны страховых. А если страховая действительно сделала что-то недобросовестное, присутствует риск штрафа. Только уходит теперь он не клиенту, а в пользу государства».Эксперты считают, что сфера ОСАГО становится всё более закрытой. Сроки рассмотрения обращений растут, юридическая помощь и независимая оценка ущерба после ДТП монополизируются финомбудсменом. У граждан забрали право выбора между натуральной (ремонт) и денежной выплатой. А единые методики РСА (Российский союз автостраховщиков) при расчёте выплат, уже доказано, занижают начисления.
«Верховный суд в конце прошлого года удовлетворил требования ФАС и подтвердил, что у РСА в каталогах по единой методике стоимость запчастей и деталей занижена минимум на 7% по отношению к рынку, – подчёркивает Лев Воропаев. – Мы несколько лет как потребители услуг получали фактически меньше, чем должны были. А нам продолжают рассказывать байки про убыточность ОСАГО и страховых».