Среди красноармейцев было суеверие: "Если медальон смертника носить, то обязательно убьют". Потому останки солдат поисковики часто находят безымянными...
На коричневой от времени бумаге, скорее, похожей на кусок тонкой прошлогодней коры, значится: "Боец Федулов Василий Игнатьевич, 5 рота, второй батальон, 1198 стрелковый полк, 359 стрелдивизия. г. Челябинск". Далее - почти стёршийся за семь десятков лет адрес и имя жены. Челябинские поисковики, обнаружившие этот полуистлевший клочок бумаги в эбонитовом пенале во время одной из своих экспедиций на Синявинские высоты, верят, что смогут найти родственников павшего красноармейца из Челябинска и вернуть им память о деде или прадеде.
Подруги, отзовитесь!
На Синявинских высотах, где в 1941-1944 году шли кровопролитные бои, лежат непогребёнными останки сотен тысяч павших защитников Ленинграда. По данным историков, в болотах погибло около 360 тысяч человек, большинство из которых числится без вести пропавшими.
- Этот медальон мы нашли 30 октября 2006 года под Ржевом, где в 1941 велись ожесточённые бои, - рассказывает Николай Иванов, руководитель поискового отряда Союза ветеранов боевых действий по Центральному району. - Он находился в очень плохом состоянии, пришлось его законсервировать. По базе данных мы узнали, что боец считался погибшим и захороненным в братской могиле, где покоится более 600 человек.
Не так давно был проведён химический анализ бумаги. Благодаря ему, текст стал читаемым. Василий Федулов проживал в Челябинске в Кировском районе, на Сибирском переезде, на улице Борьбы. Улицы этой уже давно не существует. Остались только школа и детсад, и куда приведут поисковиков ниточки, никто не знает.
- Другая находка, которая, возможно, поможет найти близких фронтовички, - пудреница. Мы её нашли на Пулковских высотах в Ленинградской области рядом с женскими останками, - показывает вещицу Николай. На ней написано "Челябинск. На память Верочке от Лены г. Куйбышев. Помни наши боевые дни. 26 ноября 1941 года" - Может, получится через вашу газету найти ту Верочку или Леночку, если она жива, конечно...
Сейчас в работе этой команды поисковиков 3 медальона и несколько именных вещей. Принадлежат они бойцам из Тюменской, Куйбышевской и Челябинской областей. На каждого из них составлена специальная карточка, которая включает всю добытую по крупицам информацию из баз данных и архивов, координаты всех, с кем удалось побеседовать.
- Найти останки бойца во время поисковой экспедиции - вершина айсберга нашего поиска. Основная работа проходит в архиве, - говорит поисковик. - Информацию приходится перерабатывать: с карты России давно исчезли многие деревни, а если и не исчезли, то территориально они могут относиться к другой области или просто-напросто быть переименованы. Да и родственники могли уехать...
Разная память
Поиск родственников, пожалуй, самая сложная задача. Дело в том, что если на экспедиции ребята ещё могут найти себе спонсоров, то архивная работа, междугородние, а иногда и международные звонки, поездки и письма - всё это приходится оплачивать из своего кармана. Не обидно, когда родственники находятся и радуются известию о найденном деде или прадеде, а ведь иногда бывает, что эта весть для них - и не весть вовсе.
В одной семье, которой поисковики "вернули" без вести пропавшего бойца, ребятам лишь сухо заявили: "Захоронен? И ладно"...
Но всё же чаще бывает, слава Богу, по-другому.
- В 2006 году мы нашли верховое захоронение. У одного из бойцов был медальон. "Красноармеец Киселёв Григорий Михайлович, 1907 г.р. Челябинская область, Октябрьский район, Бурлевский c/с, д. Банниково. Жена Киселёва Фёкла Петровна. Призван Октябрьским РВК Челябинской области", - рассказывает Николай. - По этим данным мы нашли внучек бойца, Любовь и Лидию. Они поведали о своём деде.
На войну он ушёл в 41-м году. В родной деревне осталась большая семья: отец Михаил Амбросович, мать Евдокия Николаевна, 5 сестёр и 2 брата (они также погибли на фронте), жена Фёкла и 6 детей. Похоронку на Григория Киселёва его семья получила зимой 1943 года. В ней значилось, что он погиб 17 января 1943 года в Ленинградской области, Кировского района, д. Гайталово. С войны их дедушка прислал всего два письма, одно - из госпиталя. Писал тогда, что его ранило. Пуля разорвала щёку, ранение нетяжёлое и по выздоровлении он снова будет отправлен на фронт
- Несмотря на уже немолодой возраст, женщины поехали с нами в одну из экспедиций, чтобы присутствовать при захоронении своего деда, - вспоминает мужчина. - Побывали на месте его гибели, потом - на месте захоронения. Для них это было важно.
Ездят челябинские поисковики на одно и тоже место уже на протяжении 10 лет. За каждую поездку поднимают до 100 красноармейцев и в лучшем случае обнаруживают 1-2 медальона или именные вещи.
- Дело в том, что медальоны выдавались в 41-42 годах, а с 43 года их заменили солдатскими книжками. Бумага же истлевает моментально.
Проблема заключается ещё и в том, что на подобные раскопки нередко выезжают непрофессиональные отряды.
- Приезжают, выдёргивают останки, место не зачищают. Вроде, хотят сделать благое дело, а получается, что затаптывают последнюю информацию, - констатирует руководитель отряда. - Ведь работать с разными видами захоронений необходимо по-разному: одиночное, воронка, болото... - везде своя методика. Всё равно что работа реставраторов. Нужно знать, как поднимать, как извлекать останки, чтобы не повредить их.
За трофеем
Солдат Вермахта ребята тоже поднимают. Хотя их на поле боя не так много. У немцев была установка - забирать своих. Если поисковики находят жетон или какую-то именую вещь, составляют карточку и отправляют её в Бундесвер.
Сам Николай Иванов несколько лет жил в Германии. Там, по его словам, в лесах также немало незахороненных бойцов. За самовольное копательство в Германии предусмотрены огромные штрафы, но это не мешает орудовать "чёрным" копателям. Есть они и у нас.
Интерес для "чёрных" копателей представляет оружие, амуниция, боеприпасы - вещи, которые имеют маломальскую ценность для коллекционеров. К слову, на чёрном рынке ржавая немецкая каска стоит от 3-х тысяч рублей, немецкий автомат "МП-40" предлагают за 100 тысяч рублей. Законы против лжепоисковиков есть, но они почти не работают. Как обычно в России.
В ПОМОЩЬ
Поиск через Сеть
Если вы хотите разыскать своего отца, деда или прадеда, погибшего или пропавшего без вести на Великой Отечественной войне, вам могут помочь следующие Интернет-ресурсы: