На прошлой неделе Челябинскую область потрясла политическая новость: губернатор Пётр Сумин попросил не рассматривать его кандидатуру на должность главы региона. Его короткое, но без двойных смыслов заявление: "Я поддерживаю стремление нашего президента дать возможность проявить себя молодому поколению политиков", - поставило точку в самой острой политической региональной интриге последнего года.
Уход "по-шаймиевски" (напомним, чуть ранее приблизительно такой же фразой дали возможность грациозно завершить свою политическую карьеру Президенту Татарстана М. Шаймиеву) Петру Ивановичу предрекали многие эксперты. Рейтинг Сумина в Челябинской области высок, авторитет непререкаем, поэтому играть с ним в "одобрим-неодобрим", как это не так давно происходило в соседней Свердловской области, в Москве не рискнули. Они не рискнули, а сам Сумин не захотел.
Кто-то сегодня говорит, что зря Пётр Иванович не пошёл до конца, мол, шансы остаться у руля области у него были, и немалые. Кто-то считает, что Сумин поторопился с таким политическим заявлением, ведь это может расстроить планы многих кандидатов на должности глав муниципальных образований, которые идут на выборы, прикрываясь рейтингом популярного губернатора. Кто-то язвит, что у Петра Сумина просто не было выбора поступить по-иному, мол, всё давно решили в Москве, и политический бомонд области лишь отыгрывает заранее прописанный ему сценарий. Эти рассуждения были, есть и будут. Но не в них сегодня соль!
Соль в том, что избавившись от одной интриги, Челябинская область приобрела новую, не менее острую. Кто же он - тот, который вместо Сумина. Об этом сегодня говорят не только политики, политологи, журналисты и иже с ними, но и даже обычные граждане, которых в последние годы только ленивый не упрекал в политическом равнодушии. Сумин опосредованно сумел расшевелить интерес народа к политике: новость обсуждают в маршрутках, очередях и даже (привет вам из советского прошлого) на кухнях.
Ведь интрига-то реальная (не такая быстроразгадываемая, как в Татарстане): 5 кандидатов и непредсказуемость выбора президента! Каков он будет, вероятно, не стоит гадать. Когда он будет, ответ прост: в установленные законом сроки! То есть до середины апреля фамилия нового губернатора Челябинской области будет названа.
Но сегодня мы хотим говорить не о новом руководителе области, а о Сумине. Сумине-политике, Сумине-человеке. Мы попытаемся донести до вас в некоторым смысле неофициальный портрет нашего губернатора.
Поменьше "светиться"!
На одной из пресс-конференций в 2000-м году Пётр Сумин позволил себе порассуждать, каким должен быть руководитель региона. Тогда эта позиция была не по нраву многим, некоторые коллеги-губернаторы смотрели после этого на Сумина искоса.
"Я не хочу, чтобы в губернаторе превалировала линия политическая, - заявлял Сумин. - Губернаторам надо поменьше по центральному телевидению "светиться". У нас есть группа, 5-7 губернаторов. По каждому вопросу они - "профессионалы-специалисты"! При этом области их - дотационные, где зарплату не платят. Зато они везде выступают. Считаю, что в большей степени губернатор должен быть хозяйственником, человеком, который объединяет население, избирателей, политические и другие партии на своей территории, организует хозяйственную и социальную жизнь. Губернатор не должен ждать, как на него Центр посмотрел, какое место ему приготовили или не приготовили, как он выглядит в Совете Федерации. Я против этого... Я хочу нормально выглядеть у себя в области. И пусть кто-то со мной поспорит в этом плане".
Дело чести!
Мало кто сегодня помнит, что именно Сумин впервые на всю страну озвучил экологические проблемы реки Теча и села Муслюмово.В 1990 году на Съезде народных депутатов РСФСР он заявил: "Вдумайтесь: только за последние три десятилетия с карты Челябинской области исчезло 670 деревень. Кровоточит глубокая рана, нанесённая ядерным выбросом в 1957 году". Он остаётся последовательным в этом вопросе и несмотря на тихое сопротивление федеральных властей, замыливание проблемы, доведёт решение муслюмовской проблемы до своего логического конца - полного переселения жителей пострадавшей деревни в новую, отстроенную с нуля.
Эффект Сумина
Пётр Сумин - один из немногих российских политиков, которым удавалось весь период губернаторства быть популярным среди населения. Этакий "эффект Сумина".
Значимость этого "эффекта" становится более ясной, если вспомнить, что Пётр Иванович пережил вместе с областью лихие 90-е с их кризисами, шахтёрскими забастовками, всеобщим обнищанием... В 1998 году Сумину доверяют 62% жителей области; в 2007 году - 75%, в тяжёлый для Южного Урала 2009 год - 48,6%.
В чём секрет популярности Сумина. Возможно, в умении быть полезным своим землякам! Это отмечают во всех уголках области, где строились школы, ремонтировались дома, подводился газ... Плюс он как никто другой умеет заставлять элиты находить компромисс в своих спорах, а ведь благодаря этому обычные люди чётко чувствуют, кто в доме настоящий хозяин.
Семья и работа
Сумин всегда держит дела семейные в стороне от политики.
"Есть биография, там всё написано", - негласная установка Петра Ивановича всем желающим узнать о его семье побольше. Обсуждать семью Сумина стали чаще после того, как его внук стал голкипером ХК "Трактор". Но эти новости делал сам Данила, а не его дедушка. В интервью "АиФ" он гордо заявлял: "Я - Алистратов, а не Сумин". Пётр Иванович, по нашим сведениям, на эту фразу нисколько не обиделся, ведь он сам горд за внука.
Как-то отвечая на пресс-конференции на вопрос, как отражается на его семье факт, что он первый человек в области, Сумин ответил: "Говорю как-то своей внучке: "Прекрати это делать. Я тебе говорю как губернатор". - Она засмеялась: "Какой ты губернатор, ты дома деда. Ты у себя на работе губернатор!".
Не ссориться!
Как-то Петра Ивановича один из журналистов спросил о том, готов ли тот ссориться в президентом страны, правительством.
Сумин ответил: "Губернаторы, коли они любят, уважают, ценят свой народ, будут строить нормальные отношения и с президентом, и с правительством. Только чудак или больной человек, я имею в виду - совсем неумный, будет сегодня ссориться с президентом или с правительством. Нужно искать пути сотрудничества".
БИОГРАФИЯ
Пётр Иванович Сумин.
Родился в 1946 году в многодетной крестьянской семье. Окончив в 1964 году среднюю школу, поступил на металлургический факультет Челябинского политехнического института (закончил в 1969 году). С 1969 по 1980 год работал на Челябинском металлургическом заводе (ЧМЗ) от подручного сталевара до секретаря комитета ВЛКСМ ЧМЗ. В 1989-м был избран председателем Челябинского облисполкома, а в 1991 году стал председателем Челябинского областного Совета народных депутатов. В 1993 году победил на первых выборах главы администрации Челябинской области, набрав более 50% голосов. Однако итоги выборов были отменены, несмотря на решение Конституционного суда РФ о признании законности результатов этих выборов. В результате, до октября 1993 года в области фактически существовало две администрации - П. И. Сумина и В. П. Соловьёва. В октябре 1993 года после разгона Верховного Совета президент Ельцин подтвердил полномочия Соловьёва. С декабря 1995 года являлся депутатом Государственной думы второго созыва.
В декабре 1996 года был избран губернатором Челябинской области. Позднее был переизбран на новый срок. В 2005 году полномочия губернатора были продлены ещё на 5 лет. Награждён Орденами Почёта (2001 г.), Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2006 г.). Женат, имеет двух дочерей и четырёх внуков.