Челябинск в последнее время возвращает себе статус некоей перевалочной базы для многих путешественников на Восток, последнего крупного города на пути в бескрайние степи Центральной Азии.
Троих норвежцев мне удалось встретить случайно. Они выделялись среди прохожих не только внешним видом, отличающим зарубежных гостей, но и растерянностью, а также разукрашенным автомобилем, забитым под завязку вещами. Вскоре объяснение нашлось всему: и растерянности, и необычно выглядевшему автомобилю.
Меримся миллионами
Как оказалось, Мортен, Виктор и Магне решились на смелое, но весьма популярное в последнее время среди европейцев мероприятие - на машине совершить путешествие через Россию до Монголии и Китая.
В родной Норвегии все трое учатся - впрочем, как пояснил Мортен, учёба оставляет много свободного времени. Ни о какой плате за учёбу для граждан Норвегии и речи нет - даже если обучение каким-то специальностям и платное, государство всегда предоставит кучу всевозможных грантов. Как и Россия, Норвегия получает большие доходы от нефти и газа, но распределяет эти деньги среди граждан куда справедливее. Хотя, может, дело в том, что жителей в Норвегии куда меньше? Всего-то 4 с небольшим миллиона человек.
- Поэтому мы удивились, увидев, что Челябинск такой огромный город, - говорит Виктор. - Ехали- ехали и всё до центра не можем добраться! А когда узнали, что тут, оказывается, живёт больше миллиона жителей, долго не верили. В нашей столице Ушлу (так правильно произносится по-норвежски Осло) и миллиона-то не наберётся. У нас ведь мало что слышали про российские города - в основном, про Москву и Санкт-Петербург, а о Челябинске мы сами узнали, когда составляли маршрут.
Все три путешественника из разных городов, но знакомы давно, примерно одного возраста - от 21 до 23 лет. В таком возрасте предпринять путешествие в Монголию и Китай, что называется, "дикарями" - отчаянно смелая затея.
- Да, нам дома тоже так говорили, - улыбается Виктор. - И Россией пугали. А мы вот едем, и всё хорошо!
Однако были у норвежцев и сложности. К примеру, они жаловались на то, как мало людей у нас знают английский язык, хотя они, помня наставления прежних путешественников, старались обращаться к людям помоложе. Но и это не всегда помогало.
- Ну, могут некоторые ответить "Hallo" или "Ok!", но нам-то ведь надо, чтобы дорогу показали или где остановиться можно, - недоумевает Мортен. - Это странно, потому что в Европе практически вся молодёжь говорит по-английски. Мы, правда, и сами хороши: за всё время выучили только несколько русских слов по принципу "Здравствуйте" - "До свидания".
Пересядем на лошадей!
Чуть позднее выяснилось, почему норвежцам так не везло с носителями английского языка в нашей стране. В Челябинскую область они въехали по трассе "М5" и по пути практически не заезжали в крупные города, останаваясь лишь в небольших башкирских посёлках, расположенных вдоль трассы.
А вот средство передвижения наших путешественников сразу вызвало вопросы. Это был обычный "мерседес" - не джип, а легковое авто. К тому же, сильно просевшее под грузом. И явно подержанное.
- Мы купили её в Германии, - объясняет Виктор. - Пока едем без поломок, и в салоне просторно, несмотря на то, что взяли кучу вещей.
На объяснения, что далеко не все дороги похожи на "М5", что уже в Казахстане бедному "мерседесу" придётся выдержать первые нелёгкие испытания, а в Монголии само понятие "дорога" и вовсе расплывчатое, путешественники только улыбались, хотя и были несколько озадачены.
- Если совсем уж развалится, продадим и поедем дальше на лошадях. Или верблюдах, - рассудил Виктор. И непонятно, то ли шутит, то ли опять сказывается непрошибаемая норвежская наивность.
После Челябинска наши викинги-путешественники сделали небольшой крюк - в Екатеринбург, где их дожидалось какое-то уникальное оборудование, необходимое для путешествия, а после через Троицк пересекли границу с Казахстаном.