Примерное время чтения: 5 минут
110

Демонстратор красоты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 07/10/2009

Нести положительный образ добропорядочной советской женщины - такой была задача манекенщиц, точнее, демонстраторов одежды, в доперестроечные годы.

В середине 80-х прошлого века, когда в магазинах висели только блёклые ситцевые халаты да мешковатые серые и чёрные пальто, попасть в тесную примерочную комнату Челябинского дома моделей, увешанную плечиками с яркой оригинальной авторской одеждой местных мастеров, для любой женщины было чем-то фантастическим. Для молодой девушки - тем более. И хотя Елена Д. (по просьбе героини мы не называем её полное имя) никогда не мечтала быть демонстратором одежды, а готовилась стать инженером, но судьба подарила счастливый случай.

Зарплата за платье

С "вышкой" у Лены, как и у многих первокурсников, не заладилось. В "академ" 18-летняя студентка ЧПИ ушла после I курса. Однажды, увидев объявление о просмотре девушек для работы демонстраторами одежды, решила, что можно дерзнуть.

На просмотре высокую русоволосую девушку, фигура которой по ГОСТу соответствовала 5-му стандарту, сразу заприметили. Уже через год у Лены появилась трудовая книжка и запись в ней: "демонстратор одежды". Кстати, тогда на весь миллионный Челябинск с двумя домами моделей - Челябинским областным (комбинат бытового обслуживания) и промышленным - их было от силы 12-15 человек, а на показы дома мод в те годы горожане ходили примерно как в театр. Это было частью культуры. Кто-то просто поглазеть на веяния советской моды, кто-то - чтобы зарисовать и потом сшить платье от кутюр.

- Средний возраст демонстраторов был 20-25 лет, хотя в нашей группе работал мужчина, заслуженный артист балета, которому тогда было за 50, - рассказывает Елена. - Это сегодня на подиум выходят демонстрировать взрослую моду 14-летние девочки.

Модели, которые демонстрировала Елена и её коллеги, часто были расписаны задолго до показа между телеведущими и жёнами политверхушки, и купить одежду из коллекций даже при приличной зарплате, удавалось немногим.

- Ставка демонстратора была 90 рублей, за показ на выходных мы получали по 10 рублей, - вспоминает Елена. - В то время моя мама - учитель со стажем - получала меньше меня. Ну а платье по лекалам Зайцева тогда стоило рублей 110.

Митяев в восторге!

Несмотря на "железный занавес", о западной моде наши закройщики и демонстраторы представление имели - фарцовщики в те годы привозили не только фирменные джинсы, но и толстые глянцевые журналы.

- А что смотреть-то? Всё равно не достать это всё было, - смеётся бывшая демонстратор. - Да и ткани у нас тогда другие были. Не было лайкры, позволяющей добиться такого облегания одежды по фигуре. Кстати, именно в 80-е пошла мода на высоких. Когда в Челябинск приехал Вячеслав Зайцев, мы оказались на полторы головы ниже москвичек.

Демонстрировать челябинкам приходилось всё: и классику, и новинки сезона, и нижнее бельё челябинской фабрики "Силуэт" на закрытых показах. Особой статьёй показов всегда были реставрированные вещи - "оживляшки". Например, куртка, сшитая из старого плаща, или детский комбинезон, перешитый из мужской болоньевой куртки. За 40-минутный показ нужно было показать около 150 моделей одежды. В тесной примерочной готовились к выходу на подиум все: и студентки, и зрелые женщины. Однажды перед очередным показом в это закулисье моды попал Олег Митяев, тогда ещё молодой и не такой известный.

- Мы все прихорашивались, кто-то ресницы красил ленинградской тушью-"самоплюйкой". Рядом с примерочной, у сцены, настраивал гитару Олег Митяев, - улыбаясь, вспоминает Елена. - Уже перед самым началом показа он так мечтательно посмотрел на нас и говорит: "Девочки, вот вы бы так ходили и ходили, а я бы так пел и пел здесь..." - А мы только отмахивались от него: мешает, понимаешь ли, своим треньканьем...

Целомудрие по ГОСТу

После Челябинска Елену ещё около 5 лет приглашали работать в качестве демонстратора, хотя жила она уже в Миассе. Сегодня в ней, хозяйке риэлторского агентства, по осанке и какой-то особенной походке, до сих пор можно угадать манекенщицу. Хотя на подиум женщина не выходила почти 15 лет и вспоминает о нём нечасто.

- Вообще, тогда задачей демонстраторов было формирование положительных образов, - рассуждает женщина. - Никакой агрессии или сексуальности. У нынешних моделей во взгляде есть и дерзость, и вызов. В то время как у нас почти по ГОСТу было целомудрие...

Что касается болезненной худобы сегодняшних моделей, по мнению Елены, это, действительно, проблема.

- Модно, чтобы две трети туловища модели составляли ноги. При этом никто не думает, насколько это нормально для здоровья, - говорит она. - Из-за этих стандартов - 90-60-90 при росте 180 и весе 50 кг - подростки и даже взрослые женщины доводят себя до истощения диетами и фитнесом.

Не хочется ли вернуться на подиум? На этот вопрос Елена лишь улыбается:

- Не вижу, чтобы модели моего возраста были бы востребованы. Вообще, вся жизнь - это подиум, и выглядеть хорошо нужно всегда, - рассуждает женщина. - Кстати, мой муж по этому поводу всегда шутит, что расплачивается за красоту и моё подиумное прошлое, и говорит, что красивая женщина как культура: всегда убыточна.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно