Старейший онколог Челябинской области Нина Дьячкова считает, что рак нам достался в "подарок" от заводов Демидова.
В онкологии 91-летняя Нина Михайловна Дьячкова свой человек уже больше 60 лет. После войны, в 1951 году, вместе с мужем, военным врачом, она прибыла в Челябинск, где спустя несколько лет возглавила областной онкологический диспансер.
Радий в ридикюле
- Нина Михайловна, когда вы впервые столкнулись с онкологическими больными?
- В Орловской области, после войны. Страшное, скажу вам, зрелище. Развороченные губы, веки, шишки по всему телу. Одним словом, это были неоперабельные больные.
- На войне враг был ясен. В онкологии-то врага не знали в лицо...
- Поэтому как умели, так и работали. Но оперировали, спасали многих больных. При этом мы были еще малограмотными в отношении радиологии. Моя коллега Лебедева ходила в подвал, брала радиологические препараты, клала их в свою дамскую сумочку, а затем - под мышкой - приносила их в отделение. Потом она умерла от лучевой болезни...
- А за годы работы в диспансере удивительные случаи выздоровления были?
- Конечно! Однажды к нам попал один морской офицер, служивший в Германии. У него обнаружили опухоль на половых органах. Когда он добрался до дома, опухоль у него уже и в животе была. Гистологические обследования показали, что злокачественная. Как было жалко парня! Высокий, здоровый, красивый такой! Года четыре лечили его химией, облучали. Было это в 1967 году. Сейчас он жив-здоров, у него уже взрослый сын. Да за годы работы у нас в диспансере таких случаев немало было! Даже самоизлечение одно помню!
- А вы в самоизлечение действительно верите?
- Да. Был у меня один больной, которому поставили диагноз: рак желудка. Диагноз подтвердился всеми анализами. Мужчина уехал на Север, вернулся года через 3-4, его обследовали и... ни намёка на болезнь! Таких случаев немного, но они есть. В любом случае, онкология не приговор! Если больной обратится вовремя, ему ещё можно вернуть здоровье.
Неразгаданная загадка
- Сказывались ли последствия взрыва на "Маяке" на росте заболеваемости?
- Да. Там же тогда вообще бог знает что творилось. Всё умалчивалось, про взрыв вообще никому не говорили. "Урожай" после той аварии пожинали потом долгие годы. Кстати, именно в конце 50-х на первое место поднялись заболевания крови, самые тяжелые, которые тогда не только лечить, но даже и диагностировать толком не умели...
- Считается, что вообще онкозаболеваемость рванула на Урале резко вверх именно после "Маяка"...
- Ничего подобного! На Урале экология всегда была плохой. Всё пошло с Демидовских заводов - когда здесь обнаружили залежи меди, железа, самоцветов, начали организовывать самые вредные производства. Все это попадало в воду, воздух, землю... Так что Урал начали загрязнять ещё при Петре Первом. В советское время "копоти" добавилось, а в наше время - даже и говорить не хочется! Если сейчас закрыть все заводы и фабрики, на очистку природы потребуется лет триста, не меньше.
- Говорят, что и стрессы, злость, обидчивость могут привести к болезни...
- А вы как хотели! Если человек ведет себя нормально, не злится, живет в гармонии с собой и миром, то у него меньше шансов заболеть. Но всю подноготную заболевания мы не знаем. И сказать, что к безгрешному человеку рак не подступится, нельзя.
- Принято считать чумой XXI века СПИД...
- Неверно. Сердечно-сосудистые заболевания и рак - вот это чума! Если от ВИЧ себя можно хоть как-то уберечь, то в онкологии и профилактика порой не помогает. Рак - это загадка, которую нам ещё долго придется отгадывать.
Ещё одна попытка спасти Колю. Нельзя терять время!
Туалет не для газет. Проктолог ответил на вопросы читателей «АиФ»
Челябинские психологи назвали весеннюю депрессию мифом
Бабушка без имени. Куда устроить больного пожилого родственника?