Примерное время чтения: 5 минут
100

Остановиться, оглянуться...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 17/12/2008

Психологический кризис куда страшнее экономического. Потому что мы то, о чем мы думаем. Стало быть, нет - негативным мыслям, неверию в свои силы и сомнениям в завтрашнем дне! А не получается - можно вспомнить давно знакомые семейные рассказы. И воспрянуть духом.

Разве не мы стояли в очередях, отпуск проводили на "шабашках", сажали картошку, вязали и шили, подрабатывали "извозом", научились варить сгущенку, делать трюфели из смеси "Малыш" и растягивать деньги до зарплаты? Даже двадцатилетние, хоть они этого и не помнят, появились на свет при абсолютно пустых полках. Героические усилия по выживанию вспоминаются сегодня не без гордости.

Халва из хлеба, хлеб из лебеды

Флюра Нигматулина, педагог: "Я выросла в многодетной семье, нас было семеро. Жилось нелегко. Но мы никогда не видели, чтобы родители унывали. Наоборот, всегда шутили, смеялись. Может, поэтому мы не чувствовали себя обделенными. Хотя сладости, конечно, видели редко. Помню, самый младший как-то попросил халвы. Мама порезала кубиками ржаной хлеб, полила подсолнечным маслом, посыпала сверху сахаром. Нам подмигнула - ешьте, только глаза закройте. Мы едим и помалкиваем, а братишка возмущается: это не халва! А мама ему: "Значит, ты не так сильно хотел, иначе бы почувствовал - это самая настоящая халва". Тогда я, конечно, не могла оценить спасительную силу маминого чувства юмора. И в своей семье я никогда не нагнетаю страхов и не поддаюсь панике. Трудные периоды, как сейчас, позволяют людям сделать переоценку своей жизни".

Александр Ковшенин, пенсионер: "На пенсии я давно, но до сих пор иногда подрабатываю. Не привык сидеть без дела. Свое послевоенное детство всегда вспоминаю со слезами. Жили мы в Михайловке. У соседей в семье было девять детей. Хлеб они пекли из лебеды, из кислятки, муки чуть-чуть добавляли. Нам было всё же полегче: я у родителей один, сестренка позже родилась. И я потихоньку таскал соседским ребятишкам хлеб. Я им - хороший, а они мне свой, из лебеды. Уж очень мне его хотелось попробовать. А сейчас что? Жить можно".

Жизнь крутила

Сергей Топорков, помощник председателя МГСд: "Мои бабушка и дедушка приехали на строительство Магнитки из Курской области с тремя детьми на руках. Младшему, моему будущему отцу, было лет восемь. На носу холода, а у него нет зимнего пальто. В воскресный день они отправились на старый левобережный базар. Купили пальто с воротником, на вырост. Решили еще сфотографироваться всей семьей и потом зайти в пельменную. А пока обедали, сверток с обновкой украли. Бабушка потом на эту фотографию смотреть не могла. А дед повернул всё по-другому: вот как мы в Магнитке живем - покупаем пальто только затем, чтобы сфотографироваться!"

Людмила Колесникова, предприниматель: "Когда кто-то в моем коллективе сокрушается - как жить, у нас кредиты! - я говорю: нельзя же мерить жизнь только этим. Наши близкие переживали события и покруче. Мою маму с детства сопровождали нищета и безысходность - с пяти лет в детском доме. Мои родители вздохнули, наверное, только в семидесятые, когда мы с братом выросли. В детстве для нас даже омлет был деликатесом. Родители были великими тружениками и никогда ни на что не роптали".

Радоваться малому

Анатолий Бахчеев, бывший работник ОАО "ММК": "Моя мать была из раскулаченных. Когда умерли ее родители, всех детей определили в детдом. Позже она вместе со старшим братом жила в бараке, где общие нары разделяли только шторки. Днем стирать не разрешали, так она наберет в тазик воды, залезет под нары и стирает себе и брату. А потом разложит единственную плиссированную юбочку на досках под матрац, и к утру она, как отглаженная. Учительница в пример ее ставит: смотрите, какая Таня Сергеева аккуратная. В свое время мои родители сами построили дом за 6 месяцев. Он до сих пор стоит. И свиней держали, и кур. А нам грех жаловаться. И хотя нашей семьи кризис не коснулся, я рад, что у нас в Карагайке есть домик с 15-ю сотками земли".

Ольга Петренко, инженер ЦЛК ОАО "ММК": "В студенческие годы мы как-то затеяли сделать селедку под шубой. Банку майонеза - тогда это был страшный дефицит - пришлось искать по всему городу. Прошло больше двадцати лет, а я до сих пор это помню. Радость доставляло всё: новая вещь, которую еще раздобыть было надо, любой пустяк. А как умилялись, если ребенок сам смастерит подарок! Так уж мы устроены - когда чего-то не хватает, это больше ценишь. Может, кризис заставит нас об этом вспомнить. И заново научит радоваться даже малому".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно