Примерное время чтения: 4 минуты
143

"Нас девять, и все мы папины"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 27/06/2007

После смерти жены 44-летнему челябинцу Анатолию Банникову удалось в одиночку воспитать девять детей: двух мальчиков и семь девочек. На вопрос, что такое семейное счастье, героический отец отвечает со смехом: "Когда у каждого диван по размеру".

Семья Анатолия Банникова из тех, которые принято называть благополучными. Три старшие девочки счастливо вышли замуж, все учатся - кто в вузе, кто в техникуме. Как одинокому отцу удалось поставить на ноги детский сад? Секретами воспитания Анатолий Банников готов поделиться с читателями "АиФ-Челябинск".

Обед по расписанию

- Во всем и всегда должен быть порядок, - объясняет Анатолий Александрович. - Когда умерла наша мама, старшей дочери исполнилось 14, младшей не было двух. Бабушка и сестры распределили между собой малышей: Марина гуляет с Верой, Женя ни на шаг не отходит от Полины. В магазин тоже все ходили по очереди - с огромной спортивной сумкой.

Этот принцип работает и по сей день. Девочки сами составили расписание домашних дежурств - согласованный график висит возле холодильника, на самом видном месте. Если Лена, к примеру, идет в магазин и готовит ужин, то Полина убирает квартиру. А вот пол моют по кругу: Вера в гостиной, Полина на кухне, Саша в коридоре. На следующий день обязанности передвигаются по часовой стрелке. Ни у кого нет повода упрямиться или отлынивать.

Папина строгость скорее для фона, чем для острастки. Но когда глава семейства входит в комнату, детские голоса сами собой становятся тише. На вопрос, какие методики помогли добиться такого уважения, Анатолий Александрович пожимает плечами:

- Мы учились выживать на глазах друг у друга. Ни в одном учебнике лучше не напишут.

Хотя, конечно, приходилось малышне и получать по заслугам. Наказание за провинности, совершенные, как правило, всем дружным коллективом, было очень простое - врассыпную по углам. 15-летняя Вера вспоминает, как после особенно шумных игрищ в квартире в буквальном смысле не оставалось ни одного свободного угла: малышня выстраивалась по периметру носом к стенке. Сегодня отцу достаточно просто нахмурить брови.

Рассердить папу может, например, обман. Хотя врут ребята редко - как-то стыдно. Вера до сих пор помнит, как вместо своего реферата подсунула работу сестры. Папа определил подвох по почерку: в свое время часто приходилось помогать девочкам с уроками. Ничего не сказал, посмотрел пристально, покачал головой. Вера тут же "раскололась" - покраснела и попросила прощения.

- Не люблю, когда папа недоволен, - объясняет девочка. - Гораздо лучше, когда он веселый и шутит.

И это еще один секрет крепкого здоровья семьи Банниковых. Девчонки до сих пор заливаются от хохота, когда отец, перешагивая порог переполненной малышней квартиры, басит дед-морозовским голосом: "Есть кто живой?!"

Семейный шопинг

Но истинное удовольствие - семейные вечера за огромным обеденным столом. По праздникам, да и просто на ужин по выходным, в столовой собирается до 20 человек. 4 буханки хлеба - двухдневная норма для этого дружного семейства.

- Я помню времена, когда главной моей заботой было прокормить семейство, - говорит Анатолий. - Помню, как увидел стоптанные ботинки младшего сына, доставшиеся ему по наследству. Наверное, тогда я и дал себе слово, что мои дети будут довольны жизнью.

Сегодня поездка за покупками - особый ритуал семейства Банниковых. А основной принцип - каждому одежда по вкусу. Времена, когда футболки и кроссовки передавались по наследству, ушли в далекое прошлое.

- Когда накапливается трое или четверо нуждающихся, мы совершаем налет на магазины , - улыбается Вера. - Один меряет, другие кружком смотрят. Папа в примерках принимает активное участие. Внимательно следит и отпускает замечания: "Это сильно открыто, это мрачно, а вот это подойдет".

Продавцы на веселую компанию не нарадуются: семейство может запросто покрыть недельный план. И обязательно поймают кого-нибудь за руку и спрашивают тихонько: "Неужели вы все папины?"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно