Коллектив, прозябавший на пятнадцатом месте в суперлиге, новый главный тренер всего за полгода превратил в команду-мечту.
- Временами я был неудовлетворен, недоволен, даже зол, - главный тренер "Металлурга" Федор Канарейкин, возглавивший команду 25 сентября прошлого года и поднявшийся с ней через полгода на вершину, только ступив с трапа "чемпионского" самолета, тщательно подбирал слова. - Но теперь, когда прошел определенную ступень, понимаю: всё это - ерунда. Прошу всех, кого обидел за последние месяцы, меня простить. И сам всех прощаю!..
Ступенька за ступенькой
Тренерский вклад в победу разными людьми оценивается по-разному. Кто-то умеет разглядеть титаническую работу наставника, в основном остающуюся за кадром, кто-то, напротив, говорит: да с такими хоккеистами и я буду выигрывать. "Соло" Канарейкина до самого конца чемпионата России, завершившегося сенсационным восхождением на Олимп хоккейной Магнитки, никто, кроме самой команды, не мог услышать. Хвалили игроков - особенно голкипера Трэвиса Скотта и форварда Николая Кулемина, много лестных и вполне справедливых слов говорили в адрес президента клуба, председателя совета директоров ОАО "ММК" Виктора Рашникова и генерального директора ХК "Металлург" Геннадия Величкина. Новый главный тренер, сменивший на капитанском мостике легендарного канадца Дэйва Кинга, в ключевые моменты оставался в тени, словно заранее зная: судьба сполна вернет ему всё, что недодаст в течение сезона...
- Коллектив меня принял как главного тренера. Я скорректировал тренировочный процесс, но не стал ломать систему игры, просто немножко ее видоизменил. Вместе с помощниками создал, считаю, боеспособный коллектив, который поэтапно решал определенные задачи. Не прыгал через несколько ступенек, а шел равномерно, наступая на каждую...
Сейчас всё кажется простым, понятным и даже закономерным. Словно это обыденное явление - за полгода поднять команду из низов таблицы на самый верх. Но в октябре в столь счастливый магнитогорский расклад не верил никто. Ну, может, кроме самого Канарейкина и генерального директора клуба Геннадия Величкина. Да и они верили (даже не в чемпионство, а просто в то, что ситуация обязательно выправится), скорее всего, потому, что деваться было некуда: пан или пропал.
В бытность Канарейкина помощником Дэйва Кинга у него со всеми хоккеистами сложились прекрасные отношения. Но пост главного тренера предполагает несколько иное. Ходить вдоль скамейки запасных во время матчей и подбадривать ребят, похлопывая их по спинам, мало. "Главком" должен прежде всего спрашивать с них - по полной программе. Быстро выяснилось, что интеллигентный Федор Леонидович, если надо для дела, может так рявкнуть, что игрокам мало не покажется...
- Есть люди, которые нам вредят. Не соответствуют уровню команды...
Когда человек, менее месяца проработавший в должности главного тренера, после очередного поражения произносит такие слова, становится понятным: его "достали". Доброжелательность, эта неотъемлемая часть Канарейкина, вмиг исчезла, как только того потребовали интересы команды. Последовали жесткие - непопулярные, как их любят обтекаемо называть, - решения. И команда - вспорхнула!
Здорово помогли наставнику руководители клуба, косвенно признавшие, что явно поспешили в межсезонье с кадровой революцией, сделав резкий крен в сторону омоложения состава. Наиболее яркой иллюстрацией кропотливой "работы над ошибками" стало возвращение из столичного ЦСКА опытнейшего форварда Эдуарда Кудерметова, отказ от услуг которого летом прошлого года вызвал, мягко говоря, недоумение. Да и появление второго чешского нападающего - Ярослава Кудрны, составившего вместе со своим соотечественником Яном Мареком и форвардом сборной России, доморощенной магнитогорской звездой Николаем Кулеминым самое грозное звено нового "Металлурга", продемонстрировало готовность руководства клуба к компромиссам.
Сложный 2006 год
"Вливание" опыта пошло на пользу. В обновленном составе "Металлург" сохранил взятый во второй половине октября темп, обрел уверенность и после двухнедельного ноябрьского антракта в чемпионате страны продолжил победную поступь. "По ходу дела" Магнитка даже одержала две победы подряд в основное время в Татарстане - сначала в Нижнекамске, затем в Казани (это была прелюдия к финальному противостоянию, но и самые преданные болельщики команды в тот момент подобного хода событий не предполагали), чего ей прежде не удавалось никогда. "Больной", как называли в начале чемпионата "Металлург", явно пошел на поправку - даже "диагноз" "врачи", в роли которых выступили хоккейные специалисты, изменили. В Магнитку снова поверили. А Канарейкин почувствовал, что, наверное, впервые за свою 15-летнюю тренерскую карьеру обрел команду-мечту.
В канун Нового года у меня состоялся небольшой диалог с главным тренером "Металлурга". По-журналистски было интересно "попытать" Федора Леонидовича: как он оценивает ситуацию?
- 2006-й год выдался сложным, - сходу заявил Канарейкин. - Мне он запомнится прежде всего ответственностью, которая легла на мои плечи, когда я возглавил "Металлург". Я был готов нести эту ношу, но - чуть позже...
И, секунду подумав, добавил:
- Однако самое главное, что в уходящем году я, москвич, полностью адаптировался здесь, в Магнитогорске. Чувствую себя очень комфортно. Как и любой человек, переезжающий в другой город, первое время испытывал некий неуют, но теперь всё это позади. Мне нравятся люди, которые здесь живут, нравится команда, где я работаю, нравится клубная структура, что здесь создана, нравится отношение к делу как ребят из команды, так и руководства клуба...
В прежние годы "Металлург" совершенно справедливо называли "плюшевой" командой. Интеллигентность, не подкрепленная необходимой в хоккее жесткостью, очень мешала Магнитке в ее многолетнем классическом противостоянии с омским "Авангардом", который в плей-офф не столько играл, сколько воевал с "Металлургом". И - побеждал. Раз за разом. Федор Канарейкин "сломал" неприятную для магнитогорской команды традицию. Уже во время четвертьфинальной серии с "Сибирью" новый главный тренер, объясняя непримиримость соперников в одном из эпизодов, произнес: "Это плей-офф. Это война". К полуфинальной схватке с омскими "ястребами", завершившейся победой Магнитки, команда, благодаря "разъяснительной работе" наставника, подошла во всеоружии...
Будто знал заранее...
13 апреля в середине третьего периода пятого решающего поединка финальной серии чемпионата России, когда с интервалом в одну минуту 22 секунды "Металлург" и "Ак Барс" обменялись голами, Канарейкин на телеэкране мелькнул дважды. Главный тренер, прежде довольно бурно реагировавший на события, вдруг предстал абсолютно спокойным. Словно заранее знал, чем всё закончится. А, может, действительно знал? Ведь не зря же накануне матча, перед отлетом в Казань, он заявил одному столичному журналисту, что пятый финальный поединок его команда обязательно выиграет...
За одну минуту 35 секунд до сирены при победном счете 2:1 Магнитка осталась в меньшинстве. Казанские "барсы" выиграли вбрасывание, заменили своего "горячего финского парня" Мику Норонена шестым полевым игроком и подгоняемые ни на секунду не умолкавшим залом пошли на последний штурм.
Шесть с половиной месяцев Федор Канарейкин вел свою команду-мечту к триумфу. Шесть с половиной месяцев по крупицам собирал основу для успеха и выстраивал отношения с игроками. Шесть с половиной месяцев надеялся, что его ребята, эти "чумовые парни" ("Ну как с ними не выиграть?!"), в самый ответственный момент не подведут.
Как белка в колесе (сравнение банальное, но точное) крутился в воротах Трэвис Скотт, за себя и "за того парня" (за партнера и лучшего друга Евгения Варламова, досматривавшего матч со скамейки штрафников) сражался защитник Виталий Атюшов... Все хоккеисты: и те, что отбивались от натиска "барсов" на площадке, и те, что находились на скамейке запасных и в штрафном "боксе", - слились в едином порыве. И - сохранили победные цифры на табло. "Золотые" для Магнитки цифры.
Плакали от счастья на казанских трибунах магнитогорские фаны, целовал лед генеральный директор клуба Геннадий Величкин, безумствовали на площадке хоккеисты. Но на общем "сумасшедшем" фоне на редкость невозмутимым выглядел главный творец победы - снова ставший интеллигентным и исключительно доброжелательным Федор Леонидович Канарейкин. Человек, который через несколько мгновений в интервью телеканалу "Спорт" сказал:
- Я благодарен судьбе, что мне довелось поработать с такой командой.
Командой, которую сам Канарейкин с пятнадцатого октябрьского места в турнирной таблице суперлиги поднял на российский хоккейный трон.