Примерное время чтения: 5 минут
59

Консультация пенсионеров от 31.10.2006

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 01/11/2006

На вопросы читателей отвечают специалисты Пенсионного фонда по Челябинской области.

Перерасчет вдогонку

В 2001 году, когда работающие пенсионеры получали неполные пенсии, я получала ее полностью, так как не знала, что нужно было сообщить о поступлении на работу. Потом этот закон отменили. Но в 2006 году Пенсионный фонд насчитал переплату 5900 руб., которые собираются вычитать из моей теперешней пенсии. Правомерны ли действия Пенсионного фонда?

А. Ловцова, Курган

В соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.1997 N113-ФЗ), который действовал до 1 января 2002 г., право на пенсию, исчисленную с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), имели только неработающие пенсионеры.

На организацию и пенсионера была возложена обязанность по своевременному извещению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии или ее размера (ст. 127 указанного закона). К числу таких обстоятельств относился прием пенсионера на оплачиваемую работу.

В случае невыполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсий организация и пенсионер должны были возместить соответствующему пенсионному органу причиненный ущерб.

Таким образом, пенсионное законодательство предусматривало солидарную ответственность организации и пенсионера, совместно причинивших вред органу, выплачивающему пенсию. При этом невыполнение одной стороной возложенных на нее обязанностей не освобождало другую сторону от исполнения своих обязанностей.

C 1 января 2002 года был введен в действие Федеральный закон от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому порядок исчисления пенсии одинаков для работающих и неработающих граждан.

Что касается возмещения ущерба, причиненного по ранее действовавшему законодательству в связи с несвоевременным извещением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о поступлении на работу, то указанный порядок не изменился.

Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% трудовой пенсии.

Гражданин, в отношении которого принято решение, вправе обжаловать его в вышестоящую организацию и (или) в суд.

Ликвидаторам пенсия на выбор

Закон N166-ФЗ от 15.12.2001 дает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению независимо от получения трудовой пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. У меня статус чернобыльца-ликвидатора. Прошу разъяснить, при каких условиях ликвидатор имеет право на получение второй пенсии.

А. Сафронов, Магнитогорск

Пенсионное законодательство предоставило ликвидаторам последствий радиационной аварии на ЧАЭС право выбирать наиболее выгодный вариант назначения пенсии:

- по Федеральному закону от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который для указанной категории граждан устанавливает твердые суммы пенсий в размере 250% базовой части трудовой пенсии по старости;

- по Федеральному закону от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому размер пенсии определяется с учетом стажа и заработка за периоды работы до 2002 года, а также суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, перечисленных за них работодателем начиная с 2002 года.

Право на получение двух пенсий (трудовой по старости и государственной по инвалидности) ликвидаторы последствий радиационной аварии на ЧАЭС приобретают только в случае установления им инвалидности, связанной "с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС". Подчеркиваем, что в заключении бюро медико-социальной экспертизы должна быть указана именно такая причина инвалидности.

Пенсия: три в одной

Мы с мужем пока работаем, но уже пытаемся разобраться в пенсионных вопросах. Читали, что есть базовая, страховая и еще какая-то третья часть пенсии, для которой отправной точкой служит 1966 год рождения. Объясните, чем одна часть пенсии отличается от другой? p class="author"> Л. Сомова, Чесменский район

Одним из признаков преобразований пенсионной системы является то, что у определенной категории застрахованных лиц появилась накопительная составляющая будущей пенсии.

Страховые взносы на накопительную часть уплачиваются за застрахованных лиц моложе 1966 года рождения. Кроме того, существует еще так называемая средняя возрастная группа (мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины 1957-66 годов рождения), за которых в период с 2002 по 2004 годы (до принятия изменений в Налоговый кодекс) также уплачивались страховые взносы на накопительную часть. Поэтому их пенсия, как и у более молодых граждан (1967 г. р. и моложе), будет состоять из 3 частей: базовой, страховой и накопительной.

В отличие от базовой и страховой частей пенсии, средства, поступающие на накопительную часть, не расходуются на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а инвестируются. Следовательно, размер накопительной части будущей пенсии будет зависеть не только от поступивших взносов, но и от дохода, полученного в результате их инвестирования через управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды.

Поэтому для работника очень важно уже сегодня серьезно отнестись к выбору управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для размещения пенсионных накоплений. На рынке пенсионных услуг сейчас действуют 55 частных управляющих компаний. Государственной управляющей компанией утвержден Внешэкономбанк.

Кроме управляющих компании пенсионные накопления можно передать в 107 негосударственных пенсионных фондов.

Подробнее об этом можно узнать в Пенсионном фонде по Челябинской области.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно