В заповедник на кладбище. Как пройти в исчезнувшую деревню?

Во времена СССР бывшие жители деревни Кажакуль регулярно приезжали на малую родину - на снимке посиделки на месте деревни в 1981 году. © / Из личного архива

На территории Восточно-Уральского государственного заповедника, который создали на месте радиоактивного следа, появившегося в 1957 года, находится немало заброшенных деревень – жителей переселили более 60 лет назад, но многие до сих пор приезжают на местные кладбища. Одна из таких поездок закончилась разбирательством в суде.

   
   

Речь идёт о бывших жителях деревни Кажакуль, которые решили на Святую Троицу навестить могилы родных. Деревни давно нет, а вот погост остался – люди сюда регулярно приезжали и в советские, и в нынешние времена. А вот в прошлый визит всю группу развернули. Почему же так произошло?

До приговора дело не дошло

«У меня в Кажакуле всё детство прошло, дед там похоронен, который ещё до революции четырьмя крестами был награждён, как же я могу сюда не приезжать? Помню, на нашем озере Кажакуль ещё легендарный Тимофеев-Ресовский часто рыбачил, – рассказывает Михаил Шагин, один из активистов инициативной группы по сохранению наследия деревни Кажакуль. – Мы туда отправились большой группой – приехали люди из сёл Кунашак, Большой Куяш, из Челябинска и Озёрска, из Свердловской и Тюменской областей, даже с Украины один парень приехал. Но охранники нас не пропустили и составили протоколы об административном нарушении».

Выяснилось, что инициативная группа заранее обратилась к депутату Законодательного Собрания Челябинской области и генеральному директору ПО «Маяк» Михаилу Похлебаеву с просьбой разрешить посещение кладбища в Кажакуле. Вскоре появился ответ, где директор сообщил, что объединение окажет помощь в расчистке дороги до кладбища, а также то, что посещение кладбища будет разрешено по согласованию с ФГУП «Атом-охрана».

Видимо, последний момент и стал причиной непонимания. Люди решили, что уже получили разрешение, однако на самом деле необходимо было составить список с ФИО и паспортными данными всех желавших посетить Кажакуль – все эти документы затем следовало направить в администрацию Озёрского городского округа или в отдел администрации округа по посёлку Метлино.

Надо сказать, что когда дела по административным правонарушениям рассматривались в суде, Михаил Похлебаев обратился с ходатайством не привлекать людей к ответственности, так как причиной сложившейся ситуации явно было недоразумение – и это просьба была услышана.

Ездили целыми автобусами

Однако Михаил Шагин считает, что для бывших жителей деревни порядок допуска всё-таки надо упростить.

   
   

«Во времена СССР так и было, - вспоминает Михаил Шагин. – Нам предоставляли даже автобусы, мы спокойно приезжали. Зачем же сейчас усложнять порядки? На озере Кажакуль сейчас даже база отдыха есть, там дома строят, так что повышенной опасности для здоровья людей нет. Нам упрощённый допуск необходим, чтобы спокойно ухаживать за кладбищем, которое заброшено. Кстати, за месяц до того визита мы закупили доски, сделали столы, скамейки (я сам лично 5 тыс руб потратил), дорогу подготовили, и никто нам не мешал».

Как пояснил Шагин, в действительности, если кто-то захочет проникнуть в заповедник, сделать это несложно – территория не огорожена, нет шлагбаума или пропускного пункта, а охранники выполняют свои обязанности, патрулируя территорию. Но бывшие жители деревни не собираются нарушать закон, поэтому лишь хотят содействия и помощи.

«Надеемся, что к годовщине Кыштымской аварии, то есть к 29 сентября, когда многие опять захотят посетить Кажакуль, какой-то вариант по упрощённому доступу нам предложат, - говорит Михаил Шагин. – А может быть и вовсе вывести все погосты из-под юрисдикции заповедника? У нас планы большие. Хотим не только навести порядок на кладбище, но и установить знак в память о деревне. У нас есть уже эскиз. Хотим предложить установить и памятники погибшим участникам Великой Отечественной войны, уроженцам этих сёл. Это будет и памятником самим деревням».

Инициативная группа также предлагает по примеру Татарстана подготовить издание, посвященное исчезнувшим деревням Челябинской области – это издание охватило бы историю южноуральских сёл за более чем 300-летнюю историю.

Смотрите также: