Тушенка из СССР. Безработный уралец построил бизнес на советских рецептах

Далеко не все готовы отправиться в лес, чтобы потом засолить грибы. © / АиФ

В Челябинске то и дело сообщают об очередных сокращениях на заводах. Областные власти считают, что многие безработные могут проявить свои способности в малом и среднем бизнесе – при поддержке государства. Но есть ли реальные примеры такого успеха? Житель Копейска Иван Верахин, оставшись без работы, сумел начать своё дело. Он выпускает консервированные продукты. Причем, в этом ему помогла книга рецептов из СССР.

   
   

Столовые возвращаются

Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: – Говорят, что в малый бизнес обычно идут по двум причинам: есть хорошая идея или просто вынужденно. Какой у вас был вариант?

Иван Верханин: – Можно сказать, повлияли обе причины сразу. Я ведь долгое время работал в ресторане. Начинал обычным водителем и постепенно поднялся до управляющего. Но ресторан закрыли, и я остался без работы. Долгое время искал подходящее место, но оказалось, что для ресторанов специалисты моего возраста почему-то не нужны, хотя у меня большой опыт в этой сфере.

– Я заметил, что в Челябинске достаточно часто закрываются рестораны. Почему?

– Не только в Челябинске. Из ста ресторанов лишь десять в лучшем случае приносят прибыль, и в эту десятку попасть крайне сложно. Больше возможностей у ресторанных сетей. Или, наоборот, маленьких клубов, которые нашли уникальную нишу. Кроме того, обратите внимание, что стали развиваться классические столовые с самообслуживанием. Многим людям лень самим готовить, а в дорогих заведениях питаться накладно. Играет роль и тот факт, что еда в столовых напоминает домашнюю, это я учёл впоследствии.

Вообще же, ресторан – это не бизнес, это больше для души. Если у тебя есть такое заведение, это не значит, что у тебя много денег.

– А на ресторанных кухнях действительно можно найти так много нарушений, как показывает телевидение?

   
   

– Идеально чисто и убрано будет там, где блюда совсем не готовят. А как только начался рабочий процесс, что-нибудь да на пол упадёт. Вы свою кухню вспомните, когда готовите несколько блюд! Конечно, это не значит, что к санитарным нормам надо относиться легко. Поверьте, отравить человека в результате небрежности можно легко, но последствия могут быть очень тяжёлыми для бизнеса и имиджа, поэтому за нормами следят вовсе не из-за страха перед телевизионщиками.

Лучше без красных водорослей

– Когда вы начали выпускать консервы, то решили воспользоваться рецептами мамы или бабушки?

– Товарищ купил автоклав – аппарат для обработки продуктов через нагревание под давлением. Оборудование оказалось тяжёлым, весом 200 кг, его и в квартиру-то не могли поднять. Вот так автоклав оказался у меня. К тому времени я убедился, что в магазинах не найти хорошей тушёнки и такого старого доброго блюда как каша с тушёнкой. Помните, во времена СССР продавали такие консервы? Как и многие, я помнил тот вкус, покупал похожие консервы, но каждый раз убеждался: это всё не то!

Решил: раз уж я безработный, то сам себе создам предприятие, буду выпускать консервы не хуже домашних. Правда, использовал я не мамины рецепты, а учебник 1970 года, который в советское время специально издали для пищевой промышленности. Там всё по ГОСТу, никакой химии. Издание действительно раритетное.

– С какими сложностями пришлось столкнуться на начальном этапе? У нас многие индивидуальные предприниматели жалуются, что терпят убытки, едва начав дело.

– Главная сложность состояла в том, что у консервированных продуктов испорченная репутация: мол, всё это несвежее, напичканное консервантами и прочими вредными веществами. Знаю, что многие производители действительно этим грешат. Можно, например, положить в тушёнку красные водоросли. Есть химические соединения, которые не дают мясу отдавать воду, и продукт вроде выглядит красивее и объёмнее. Но это обман. Настоящая тушёнка всегда будет выделять воду, как и настоящее мясо.

– А удалось ли вам попасть в торговые сети? Это ведь тоже называют в числе основных препятствий.

– Если честно, поначалу вообще не мог продать свою домашнюю тушёнку, каши. Не менее 500 банок я просто раздал, чтобы люди попробовали. А как иначе? Если хочешь, чтобы люди распробовали продукцию, приходится идти и на это. Поначалу убытки, скорее всего, неизбежны.

В торговые сети мы не заходили, это действительно сложно. Продавали наши консервы в небольших магазинах, что называется, «у дома». Но торговля шла туго. В итоге решили уйти в Интернет. Этот путь, кстати, выбирают многие представители малого и среднего бизнеса и не только. Уверен, что года через четыре большая часть торговли будет развиваться именно в Интернете. Взгляните только на то, как растут объёмы у доставки еды.

– Но начать своё дело – затея нешуточная, взять хотя бы финансы. Разве не так?

– Я начал с одной только идеи. Были и ошибки. Много продуктов выбросил, так как где-то недоварил, где-то недосолил. А финансы… Если вложил, скажем, 500 тысяч рублей и они к тебе вернулись – значит, твоя идея работает и инвесторы появятся. За мной они сейчас толпами ходят, но с кредитами надо быть осторожнее. Есть соблазн уйти безоглядно в большие объёмы, и тогда можно потерять в качестве.

– А помогают ли вам все те инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, о которых говорят областные власти?

– Помогает фонд «Территория бизнеса». Даже на выставку ЭКСПО в Екатеринбург нас свозили как стартаперов. Причём совершенно бесплатно, даже тушёнку у нас не попросили.

Но есть проблема с участками под цеха: если есть подходящий, со всеми коммуникациями, то цена будет сотни миллионов рублей! И налоги, конечно, высокие – если платить все налоги, то и мяса в тушёнке не останется.

Мешает развиваться и нехватка специалистов. У меня есть команда, в которой и семья, и коллеги. Но грамотных кадров не хватает.

Вкусный имидж региона

– А есть ли в вашем учебнике 1970 года рецепты консервов, которые ещё пока не найдёшь в магазинах? Помнится, в прежние времена даже солёные арбузы продавали.

– Рецептов очень много, до полутора тысяч. Даже бефстроганов, ростбиф, другие мясные блюда можно консервировать. Я однажды охотничьи колбаски для пробы законсервировал. Они так пропитались собственным соком, получилось очень вкусно. Сейчас мы выпускаем не только тушёнку из различных видов мяса (даже из оленины), но и солёные, маринованные грибы, каши с мясом, пельмени.

– Кстати, от многих слышал: хочу, мол, купить солёные грибы, но в магазинах нормальных нет, а у бабушек покупать боюсь…

– И я думал о том же. На самом деле ещё со времён СССР есть заготовительные конторы, где принимают не только грибы, но и ягоды, другие лесные дары. Грибы засаливают в бочках. Мы проверяем качество, покупаем, добавляем, к примеру, вишнёвые листья для аромата.

Кстати, я непременно ставлю на этикетках название родного города – Копейск. Можно сказать, работаю на улучшение имиджа города и всего региона в целом. И своё имя использую – не потому, что я такой тщеславный. Просто чтобы люди знали, что есть конкретный человек, который отвечает за качество.

– Так ведь было принято до революции, когда предприниматели всегда указывали своё имя на этикетах?

– Верно. В Европе это и сейчас принято. Как знать, может, впоследствии и нам удастся создать новые марки продуктов, которые будут широко известны и в России, и за рубежом. Говорят, в Китае российские продукты популярны. Так что пойдём и в Китай – пусть лучше наши продукты едят, чем этих летучих мышей, из-за которых эпидемия началась.

Это интересно

В Сибири некоторые предприниматели выпускают консервированные ягоды и травы, которыми часто питались наши предки. Это не только черемша (дикий чеснок), но и пижма, сердечник, мангир, такие ягоды, как моховка, тараножка, клюква, морошка, черника, костяника, княженика. Можно найти и молоко из кедровых орехов.

Смотрите также: