Тайны хрущёвок. Где в Челябинске возводили экспериментальные дома

Дом на ул. Марченко, 15а построен из шлакоблока, на нём отрабатывались антикоррозийные материалы для стыков между панелей. © / из личного архива Ивана Морозова

Пятиэтажные дома времён Хрущёва, которыми застроена часть Челябинска, ассоциируются у горожан в основном с серыми стенами и тесными квартирками. Однако челябинец Иван Морозов уверен: в нашем городе можно найти уникальные здания, в том числе и среди хрущёвок. Молодой человек учится в Челябинском областном лицее для одаренных детей и ведёт проект ChelTraveller, где рассказывает о необычных местах мегаполиса, а в будущем хочет заняться сохранением исторического архитектурного наследия.

   
   

Архитектурный заповедник

Алёна Талыпова, АиФ-Челябинск: Вы называете себя краеведом-любителем. Как случилось, что молодой человек увлёкся советской архитектурой?

Иван Морозов: Это увлечение мне «досталось по наследству» от бабушки, у которой оно было связано с попыткой узнать историю семьи, поэтому можно сказать, что я увлекаюсь этим всю сознательную жизнь, но самостоятельно стал заниматься изучением истории города весной 2016.

У нас очень интересный город, в том числе и с архитектурной точки зрения, именно этой проблеме я и посвятил свой проект. Однако «бренд» Челябинска - его промышленность и промышленная архитектура, например, здание ЧГРЭС, ныне неиспользуемое, или элеватор у парка Пушкина. У нас пока отсутствует в стране понимание ценности промышленной архитектуры, хотя интересные решения встречаются

- Интересные решения - это переделка бывших заводов под общественные пространства, как например в Москве?

- Да. Или в Екатеринбурге, где сейчас дореволюционное здание мельницы превращают в апартаменты. Наш опыт с застройкой старой промплощадки радиозавода на фоне этих проектов можно назвать детским садом, нам есть к чему стремиться.

- Ваш проект посвящён необычным историческим местам Челябинска. Куда бы вы посоветовали сходить челябинцам, чтобы увидеть город с новой стороны?

   
   

- На Киргородок и в другие заводские посёлки - ЧГРЭС, Сельмаш, КПЗиС. Хотя тут у меня отношение отчасти предвзятое - я фанат сталинской архитектуры. Ну и посетить Копейск: окраины там - настоящий архитектурный заповедник, хотя и до них добирается программа ликвидации аварийного жилья

Внимательного прохожего ждут сюрпризы: на высоте четвёртого этажа обычной хрущёвки - неожиданное панно с берёзами. Фото: из личного архива Ивана Морозова

- А кстати, как вы относитесь к косметическому ремонту старых домов? Нужно ли облагораживать фасады или они хороши в том виде, в каком есть, со всеми отметками времени?

- Зависит от материала фасада. Например, большинство сталинок, так мною любимых, были оштукатурены и покрашены при строительстве - такой фасад надо обновлять раз в 10-15 лет. А вот кирпичные здания, бетонные фасады или фасады, покрытые гранитной крошкой, не нуждаются в покраске долгое время. Я сейчас не говорю про панельные дома - для них счастьем будет даже критикуемый всюду вентфасад или керамогранит, ибо по-другому с ними никак, хотя есть частные случаи и удачные примеры покраски кирпичных и панельных домов, в частности в рамках текущей программы благоустройства гостевых маршрутов.

Единственные в СССР

- Вы утверждаете, что в Челябинске есть уникальные хрущёвки. В чём особенность этих домов?

- В нашем городе монополию на возведение типовых домов после «совещания строителей» в 1955 году фактически получил трест «Челябметаллургстрой». Его проектировщики разработали на основе 464 серии более шумоизолированную серию ЧПД - Челябинский Панельный Дом. А ещё наши специалисты единственные в СССР монтировали батареи внутри стен и научились собирать межоконные перемычки в кирпичных домах на земле, а уже потом монтировать на этаж – так достигался комфорт кирпичного дома при удобстве возведения как у панельного.

Первый панельный дом в Челябинске, Металлургический район. Фото: из личного архива Ивана Морозова

- Люди, которые сейчас живут в домах с батареями в стенах, могут поспорить об их удобстве.

- Тогда к домам применяли несколько иные требования, и скорость возведения влияла на радость и строителей, и жильцов. Ведь в 1950–60-е годы произошёл пик рождаемости, да и множество эвакуированных остались в Челябинске: например, моя прабабушка - из блокадного Ленинграда, а прадедушка - со Сталинградского тракторного. И их всех надо было переселить из бараков и временных землянок в полноценные дома

- И всё же слово «хрущёвка» часто звучит пренебрежительно. Почему в массовом сознании сформировался столь негативный стереотип?

- Тут дело в подходе к строительству. Какими бы комфортными не были квартиры в домах, обслуживать подобные микрорайоны неудобно. В этой ошибке нет челябинской или российской специфики, она была общемировой для своего времени, однако у нас она по разным причинам привела к созданию неблагоустроенных и аварийных массивов, вызывающих антипатию. Однако это не повод ударяться в реновацию, как в Москве. Любители американских комедий нулевых могут вспомнить фильм «Евротур» и то, как там показана Братислава. Эти сцены жутких трущоб в панельных домах снимались в бывшем советском военном городке в городе Миловице, а после небольших ремонтных работ он стал комфортным жилым районом.

"Детали" таких домов собирали прямо на земле, а затем монтировали - получалось очень быстро. Фото: из личного архива Ивана Морозова

- Сейчас дома 50-х годов постройки уже вызывают ностальгию и становятся предметом внимания краеведов. Как думаете, ждёт ли такая судьба лет через 60 многоэтажки в современных спальных микрорайонах вроде Паркового?

- Сейчас трудно говорить о том, куда приведёт развитие архитектуры и как будут относиться к подобным проектам. Современные представления об архитектуре будущего обычно ошибочны - например, ещё 30 лет назад считалось, что вместо городов должны появиться мега-дома высотой в 50 этажей и несколько сотен подъездов, вся промышленность и сфера услуг будет сосредоточена на первых 5-10 этажах. А сейчас такие проекты вызывают ужас. Возможно, через 20-30 лет Парковый, Чурилово и Тополинку  просто разберут на железобетонные плиты, как происходило в своё время в Америке и Европе и сейчас происходит в Казахстане с панельными домами.

Кстати:

Челябинцы, которые сегодня живут в домах 50 - 60-х годов постройки, могут даже не подозревать, что в своё время эти здания были в чём-то первыми и уникальными.

Например, квартал Потёмкина-Горького-Карпенко-Артиллерийская  был экспериментальным для московских архитекторов: здесь отрабатывали методы размещения домов в микрорайонах. Дома № 2, 4 и 6 на улице Обухова – первые, в которых блоки с межоконными перегородками собирались на земле. Дом на ул. 1-го Спутника, 27 – самый первый из панельных домов в городе. В квартале Курчатова-Южная-Свердловский проспект стоят так называемые «дома с колёс» - при их строительстве подвозимые панели с грузовиков сразу ставили на дом, и здание возводили за 1,5-2 недели. А в Металлургическом районе на ул. 60-летия Октября есть особый «закруглённый» микрорайон – дома выстраивали полукругом, чтобы в квартиры попадало больше света.

"Закруглённый" микрорайон на улице 60-летия Октября. Фото: из личного архива Ивана Морозова