Жди своего тятеньку! Южноуральцы - о победе и родных, прошедших войну

фото Федора Левшина / РИА Новости

Японцы сдурели

Когда отец уходил на фронт, ему было 28 лет, маме - 21. Мне два годика, а младшему брату Владимиру всего девять месяцев. Помню, отец поднял меня высоко, прижал к груди, поцеловал и сказал: «Мать, береги детей…» В годы войны брат помер с голоду, у мамы не было молока. Она работала в детском саду, берегла беспризорных детей и меня с ними растила.

   
   

Было голодно, холодно, но жили, ждали Победы. И она пришла, когда мне шёл пятый год. Жили мы тогда в Забайкалье, город Борзя. На другой стороне улицы, напротив нашего дома, за высоким металлическим забором содержались пленные японцы. Они что-то галдели. Мы, дети, не знали языка, но поняли, что-то случилось. Прибежала я в дом и кричу маме, что японцы сдурели. А на улице уже стреляли, орали, смеялись, обнимались. Так мы и не поняли, что случилось, пока рядом кто-то не сказал: «Победа!»

Мама закричала и упала на землю, у неё из носа пошла кровь. Мама от горя плакала: в 1944 году отец погиб в Польше. Теперь и я каждый День Победы, уже почти 70 лет, встречаю со слезами на глазах.

Нина Георгиевна ШВЕЦОВА, пос. Арчаглы-Аят, Варненский район

Войне конец, а нам служить

Утром 9 мая всем фронтовикам нашей воинской части в Лесогорске Новосибирской области выдали увольнительные и много денег, чтобы мы достойно отметили День Победы. Мы так и сделали: немного выпили, не помню чем закусили и больше были пьяные не от вина, а от огромной радости, что проклятой войне - конец. И даже то, что нам служить ещё один год, не омрачило настроение.

Анатолий Петрович ПАРШИН, Миасс

   
   

В тумане плакала трава

Донбасс. Весна.

Черешен тёплый иней.

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

Уже вступал в свои права.

День Победы улыбчив был, лучист, блеск орденов дарил народу радость, торжественно звучала медь оркестра, огней букеты радугой взлетали, улыбалось солнце, людские сердца, искрясь, сияли, ликовали.

Радовалась и я, семилетняя девочка, выжившая в пекле войны, тоже кланялась героям, целовала защитников Родины, а в ответ один солдат высоко поднял меня и поцеловал.

Счастье незабываемое!

Валентина СТАВРУЛОВА, Челябинск

Приходи скорей, корми нас!

Я родился в деревне Комаровщина Котельнического района Кировской области, на родине Героя Советского Союза, майора Николая Антоновича Исупова. Из 40 домов эта деревня проводила на фронт 40 мужчин, в том числе моего отца, орденоносца Михаила Николаевича Исупова.

9 мая 1945 года мать пришла с поля на обед и шила у окна одежду колхозникам. Я сидел на лужайке у дома и ждал друзей-одногодок. Вместо них из леса прискакала на лошади главный зоотехник колхоза «Большевик». Она знала, что мы с матерью утром и вечером, стоя перед иконами, читали молитвы, которые я начинал и заканчивал словами: «Тятенька, приходи скорей домой, корми нас». Поэтому наш ангел на коне, взяв меня на руки, объявил: «Коля, война кончилась, жди своего тятеньку».

Николай Михайлович Исупов, Уйский район

Десять вдов

9 мая 1945 года мне было пять лет. В нашем селе Русская Теча Красноармейского района вечером, после дневных хлопот, вдовы, человек десять, собрались у нас дома отметить это радостное событие. Принесли кто капусту, кто картошку, сало, бражку, самогон.

Выпили. Вдруг одна вдова, не выдержав, заплакала, запричитала. Все они получили похоронки, а на руках у плачущей было пять или шесть детей.

Мой отец пропал без вести в августе 1942 года подо Ржевом. Нас у матери осталось трое. Позже пришёл с войны мой дядя Александр Иванович Уфимцев. Всю войну от него приходили к нам солдатские треугольники, потом помогал в хозяйстве чем мог. Он умер от ран в 1951 году. Дай бог, чтобы та война не повторилась.

Зоя Ивановна Коновалова (Уфимцева), с. Сугояк, Красноармейский район

Как наверстать?

Будучи подростком, всю войну я в составе бригады заготавливал лес для Магнитогорского металлургического комбината. О победе узнали накануне, и хотя 9 мая объявили нерабочим днём, мы отработали свою смену. После собрались на берегу озера Ильмень. Как водится, немного выпили и почувствовали, что огромная тяжесть скатилась с плеч. Сидели и мечтали о том, как теперь будем счастливо жить, работать, учиться. И любить. Как много нам надо было наверстать!

Анатолий Тимофеевич ЖИДКОВ, Миасс

Встал и ушёл из госпиталя

Мой отец Дмитрий Фёдорович Шипунов 1907 года рождения погиб в Белоруссии, в Витебской области. Помню его последнее письмо. «Лежу в госпитале, ранен в правую руку. Пришли однополчане навестить, я взял винтовку и понял, что умею стрелять левой рукой, ведь я левша. И вместе с ними ушёл из госпиталя. Надо бить фашистов, а я лежу здесь!»

Больше писем не было, отец погиб 24 мая 1944 года. Нас у мамы осталось трое, дети 12, 9 и 5 лет. Мама трудилась в совхозе дояркой, имеет медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». День Победы для нас великий праздник, хоть и нет отца.

Римма Дмитриевна Катанова, Челябинск

Смотрите также: