Соломенные фантазии челябинки: национальное ремесло Белоруссии в центре Южного Урала

   
   

«Кормилица семьи»

Окончив Челябинскую академию культуры, Юлия Брюханова переехала в Белоруссию. Там, устроившись в библиотеку при техникуме, занималась в музее этнографии - в конце 80-х годов, когда республики начали проявлять свою самостоятельность, всех работников культуры решили приобщить к народно-прикладному искусству. В то время в музее проходила соломенная экспозиция.

- Я тогда была поражена этими восхитительными изделиями – говорит Юлия Леонидовна, - но, конечно, была уверенна, что сама сотворить нечто подобное не сумею. Целый месяц мастера обучали нас соломоплетению – проводили мастер-классы, курсы. Меня это тогда очень увлекло, а когда я вернулась на работу, оказалось, что при нашей библиотеке существует круг самодеятельности. Там конечно занимались дети, но и я, когда получалось выкроить свободное время, обучалась вместе с ними, создавая первые изделия.

Библиограф держит в руках причудливо сплетенный сундучок – одну из ранних первых работ. Соломенные прутики аккуратной причудливой вязью составляют удивительную конструкцию, преображая сухие стебли в подлинный шедевр.

В тяжелые годы соломка буквально прокормила семью мастерицы.

-Когда произошел развал страны, никто не знал, что случиться с нами завтра. Не было работы, месяцами зарплат не выплачивали, а тех денег, что все же выдавали, едва ли хватало на жизнь. Нормальные люди в то время в Польшу с сумками поехали, а я взяла в руки ножницы и пошла солому стричь – нужно же было чем-то заняться, - рассказывает она.

   
   

Спустя время, умелица начала сотрудничать с центром народных ремесел, туда постоянно приезжали иностранцы - немцы, поляки, шведы, и скупали все, что только можно было, даже детские работы.

«Всероссийское признание»

В 2006 году Юлия Брюханова вернулась в Челябинск, через два года утроившись на работу в ЧЦБ имени А.С.Пушкина.

- Честно, говоря, я даже не подозревала, что плетение из соломы может кого-нибудь здесь заинтересовать. Однако меня сразу же прикрепили к клубу творчества, открытого при библиотеке и оказалось, что даже в промышленном городе, живут люди, искренне интересующиеся искусством соломоплетения, - замечает она.

Первая выставка работ Юлии Леонидовны состоялась два года назад. Люди её посетившие, очень заинтересовались плетением и мастерица, вспоминая свои первые восторженные впечатления о соломке, прекрасно их понимала. После, изделия отправили на ежегодную выставку в Москву. Оттуда, оценив труд южноуральской плетельщицы, прислали почетный диплом.

«Соавтор-психотерапевт»

Всё, что знает челябинская мастерица, ей когда-то показали её учителя в Белоруссии.

- Там живет удивительный народ – они одновременно и христиане, и язычники - они мистики, - поясняет Юлия Брюханова, - С природным материалом они обращаются, словно с живым человеком. Например, бабушка плетет корзинку из лозы и обращается к ней: «Прости, моя милая, что гну тебя. Не упрямься». Я сначала смотрела на них, как на сумасшедших, а со временем начала понимать, что солома не только материал – она соавтор и отношения к себе требует соответствующего.

К сожалению, люди в больших города забывают свои корни, уходят от природы всё дальше и дальше. Только дети, да редкие мастера-самоучки понимают всю ценность этого искусства. Между тем, работа с природным материалом, будь это солома, глина или дерево, необъяснимо действует на человеческий организм – нервы успокаиваются, мышцы расслабляются, всё тело приходит в удивительное состояние согласия с внешним миром. А ведь именно этого так не хватает в наше неспокойное время.

Смотрите также: