Дорога среди людей. Как путешествовать на велосипеде с пачкой овсянки

Фото Александра Фирсова / АиФ

Александр Норко, бывший инженер, бывший бизнесмен и бывший эксперт по вопросам страхования финансовых рисков, отправился в одиночный велопробег от Балтики до Тихого океана.

   
   

Александру - 57 лет. Четыре года назад он окончательно завершил свою трудовую деятельность и стал вольным путешественником. Автостопом он проехал всю Европу, предпринял отважный пеший тур в Африку  через Ближний Восток, а сейчас на велосипеде пересекает Россию. Он приурочил своё путешествие к 70-летию Великой Победы, назвал велопробег просветительским и не нашел ни одного спонсора, который бы его профинансировал. Александр сделал остановку и в Челябинске.

Кошелёк на ножках

- Александр, а с  чего вдруг вы стали путешественником? Вы служили в банке, у вас  экономическое образование, стажировались за границей. И что вдруг случилось, что  вы сели и поехали?

- Мне было неинтересно.

 - Совсем?

 - Я понял, что я больше не  хочу работать. Это было после того, как я съездил в Африку и вернулся назад. Я брал отпуск на полтора года за свой счёт, путешествие заняло год.  Боссы сказали: подготовь себе замену и иди. Тут как раз начался кризис, я сказал: вот, удачный момент, можно сэкономить на моей зарплате. И ушёл с работы.  А туризмом я занимаюсь с  5 класса. Каждое воскресение в 8 утра я ехал на вокзал с рюкзаком, и мы с одноклассниками шли в однодневный поход. Учились разжигать костер, ходить по компасу, ставить палатки, ориентироваться... В 11 лет я уже ходил в двухнедельный поход по Заполярью.  Я узнал, что есть нечто, что отличает меня от других людей, даже от взрослых. Так что я путешествую всю жизнь.

- Вы профессиональный турист.

   
   

- Я не турист. Турист - это кошелёк на ножках. Он  ходит и думает: туда сходить, там потратить, тут посмотреть, он верит гидам и путеводителям…  А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми.  Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии.

- То есть деньги вам не нужны?

- Нет. Почти нет.  Люди придумали себе, что без денег они ничего не могут.  Вот сколько мне потребовалось денег, чтобы я от Питера доехал до Португалии  в прошлом году? Ровно столько, чтобы проехать одну остановку на электричке от Питера, потому что мне лень было идти до того места, где начинается трасса в сторону Европы. Вот и все мои затраты. Дальше автостопом.

Александр Норко со своим велосипедом. Фото: АиФ / Фото Александра Фирсова

- А поесть?

- Я вспоминаю о деньгах, когда кончается запас продуктов. Я автостопом доехал до севера Португалии и пошёл пешком вдоль Атлантики. Прошёл Португалию, потом  Испанию до Канар, переправился до Марокко на пароме, вернулся обратно и дошёл до границы Испании и Франции. Ну так вот, в первый раз  я о деньгах вспомнил через месяц. У меня была пара пачек овсянки по 400 гр, немножко соли.

- Двух пачек овсянки хватает на месяц мужику, который идёт пешком?

- Ну да.

- А вода?

- Вода везде есть. Есть колонки. Есть туалеты в супермаркетах и на заправках. Газовая горелка у меня есть. А в некоторых европейских странах можно из-под крана и горячую воду брать. Это не проблема. Я от еды не завишу, особенно на юге. Когда я путешествовал по Белому морю и пообщался с поморами, страх погибнуть от голода у меня исчез. Потому что ты опускаешь руку в море,  достаешь там растение под названием кукусы или мидии или морскую капусту - и вот тебе салат, и вот тебе мясо.

- Только  море должно быть  под рукой.

- Ну да.

- А когда вы через месяц вспомнили о деньгах, где вы их взяли?

- Ну что-то у меня было с собой... Но это не главное. Понимаете,  я встречаю по дороге людей, которые спрашивают: откуда ты, куда идешь, я рассказываю о себе, на планшете показываю фотографии, там Гималаи, Сирия, Иордания, Россия. Человеку интересно. Он спрашивает: «А что ты ешь?» - «Овсянку»,  - говорю. А он мне: «Слушай, ты не обидишься, я тебе 50 евро дам?». Не вопрос, давай.  Кто-то просто может пригласить в гости, накормить, тут по-разному.

Пошёл по рукам

- А люди везде похожи?

- Ну в какой-то мере, да. Есть  особенности, особенно это заметно  по тем вопросам, которые задают. Например,  в Сирии спросят: а ты сегодня ел? Если нет – ведут домой, накормят, это восток. В Ливане могут спросить: а сколько стоит твое путешествие. В Европе, как правило, людей интересуют бытовые вещи: что ешь? где ночуешь?

- А в России?

- Здесь чаще тема такая: почему ты поехал? Что тебя гонит? Что должно было случиться, чтобы человек сел на велосипед и поехал куда-то.

- Что отвечаете?

- Я хотел, чтобы мир стал лучше. Насколько это возможно. Я много видел людей, зацикленных на километрах. Им важно, сколько они прошли и за сколько. Мне это неважно. Я вот к вам не планировал заезжать, так случайно вышло. В Ижевск приехал к другу, собрался двинуться дальше,  подумал про жуткие северные дороги, какими я намеревался ехать дальше, это по Пермскому краю. И стало мне ужасно неприятно. И я решил пройти южнее, мне сказали, что в вашем направлении дороги получше. И это правда. Я ехал по М 5 поехал и увидел указатель на Златоуст. Такое название хорошее, я свернул. Вспомнил, что у меня в Питере была знакомая из Златоуста. Позвонил, она мне порекомендовала друзей. И вот так по рукам я дошел до Челябинска. Проезжал Миасс, озеро там такое замечательное.. Турго...

- ...як.

Тургояк запомнился Александру Норко. Фото: АиФ / Александр Фирсов

- Тургояк, да.  Вижу, идет явно рыбак, с удочкой. Подъезжаю, спрашиваю:  что там у вас водится, что да как.  От этих вопросов мы переходим к более серьезным темам, о судьбе, о смыслах, о том, что ему сейчас важно. Вот он прожил жизнь, он примерно мой ровесник, и у него есть вопросы, на которые он не может найти ответы. Мы поговорили очень хорошо. Я ему благодарен за то, что он мне показал и рассказал, а он - за то, что я помог ему найти какие-то  ответы, новые смыслы.

- Эффект случайного попутчика в купе?

- Да-да. Само собой такое складывается.

- Как вам наш город?

- Чистый, местами напоминает Москву - особенно сталинская застройка.  Что-то в этом прочное, надежное. Дороги прекрасные, и скорости дикие у вас. Все говорят, что тяжело дышать, но сейчас ветер - я не почувствовал. Природа вокруг просто великолепная. Одна каменная река чего стоит, на Таганае. 

- Ну а есть в путешествии для вас хоть  что-то дискомфортное? Раздражающее?

- Если что-то раздражает - надо посмотреть в себя, это мир отражает что-то твоё. Когда ты это понимаешь, ты становишься прозрачен для любых неприятностей.  Вот у меня украли планшет в Златоусте. Неприятно, конечно, но сам виноват – оставил рюкзачок. Знакомые удивлялись, что я не дергаюсь, а что теперь - всё уже случилось.  Жалко информацию больше всего, там фотографии, аудиокниги, есть невосстановимые вещи. Я вот вам говорю, что я свободный и независимый, а тут вот она - зависимость от вещей... Ну что ж, надо относиться диалектически.

- Последний вопрос человеку, который повидал много стран: куда катится мир?

- Да никуда. Любая гармония проходит через конфликты и кризисы. Сейчас как раз такой момент. Это естественно, всё находится в движении, в развитии. И если нам что-то не нравится - это не значит, что это неправильно. Я оптимистично настроен, потому что вижу, что позитивно мыслящих людей больше. 

Смотрите также: