Заместитель прокурора Копейска Жанна Синдянкина несколько лет назад оказалась в центре внимания СМИ. С легкой руки местного издания яркую, спортивную красавицу в погонах окрестили конкуренткой тогдашнего прокурора Крыма Натальи Поклонской (ныне советника Генерального прокурора Российской Федерации — прим.ред. ) «по няшности». Корреспондент chel.aif.ru поговорил с советником юстиции Жанной Синдянкиной о жизни, рабочих обязанностях, спорте и мечтах.
Семья юристов
chel.aif.ru: Жанна Владимировна, давайте начнем с утра, какой у вас режим дня?
Жанна Синдянкина: Я встаю в 6-7 часов. Сразу же начинается рабочий процесс — в 07:00 обсуждаем с сотрудниками полиции все преступления, которые в дежурные сутки прошли по сводке. Особенно детально, если есть сообщения по без вести пропавшим, этот вопрос на особом контроле.
— А какие обязанности у заместителя прокурора города Копейск?
— У нас три заместителя. Один осуществляет общий надзор. Я специализируюсь по надзору уголовной направленности — за следствием МВД и следственного комитета. Я пришла в прокуратуру в 2000 году помощником прокурора и имела такие же обязанности, как следователь. Считаю, это очень помогло в работе, набралась опыта. И на убийства ездили, и за судмедэксперта работали. Это сейчас следователям проще, судмедэксперт на месте проводит свою работу. Раньше таких специалистов не хватало. Мне было интересно, дополнительно изучала литературу по этому направлению. То есть я начала, наоборот, я особо тяжких дел.
— Свое первое убийство помните?
— Помню. Труп, мы работаем, а недалеко бабушки на скамейке сидят. На меня смотрят и говорят: «Ох, девочка, не повезло тебе с работой». А я до сих пор считаю, очень повезло. Прокуратура — это прям мое. Я мечтала здесь работать.
— А как решили стать юристом?
— Мои родители хотели, чтобы я стала врачом. Я была послушной, отлично училась, окончила школу с золотой медалью. А потом вуз с красным дипломом. В школе учила биологию и химию, в медицинский институт ведь их сдают. А потом поняла, что не хочу. Первый экзамен в ЧелГУ — русский язык — сдала на отлично и прошла на юридический. Мне учиться очень нравилось, сразу поняла, что хочу в прокуратуру. Работа здесь мне и по характеру подходит — прямолинейность, честность. Мне всегда папа говорил, что я правдорубка, тяжело в жизни с этим придется.
— Вы первый юрист в семье?
— Нет, у нас все юристы. Папа 30 лет руководил исправительной колонией № 6, мама работала в этой же системе, как и моя родная сестра. Папа был для меня всегда примером. Мы были за ним как за каменной стеной. Я мечтала быть похожей на папу.
— Вам, наверное, часто говорят, что с вашими внешними данными повезло сделать карьеру? За «красивые глазки»?
— Моя должность — рабочая лошадка. Здесь особо нечему завидовать. Это огромный труд и огромная ответственность. Через меня проходят все дела, поступающие в суд.
— Сколько времени уходит на рассмотрение одного дела?
— По-разному. Бывает, в деле пять томов, а бывает, 50. Уголовные дела мне направляет следствие для утверждения обвинительного заключения и направления в суд. Вот сейчас следствие МВД занесло уголовное дело экономической направленности для изучения и направления в суд в 59 томах (67 эпизодов преступной деятельности). На мне огромная ответственность: не дай Бог нам суд вернет дело на дополнительное расследование, это брак в работе. А я в этом году несколько раз уже возвращала следователям.
— Есть какие-то дела, которые вы запомнили особенно?
— Мало каких-то странных, интересных дел. В основном, рутина, — кражи, бытовые преступления, хранение наркотиков. Хотя вот сейчас изучаю уголовное дело по факту совершения убийства: статья 105 УК РФ. И ситуация настолько схожа с необходимой обороной, что я уже несколько раз проанализировала все доказательства. Это огромная разница: или человек совершил убийство, и ему грозит наказание в виде лишения свободы от 6 до 15 лет, либо совершил деяние в состоянии необходимой обороны, что вообще исключает преступность.
И это огромная ответственность, принять единственно верное решение по такому делу. Мной уже было инициировано проведение совещания для обсуждения, идет анализ всей совокупности доказательств, в ближайшие дни приму решение. В моей практике это тот редкий случай, что ситуация пограничная между убийством и необходимой обороной, что требует очень грамотного, квалифицированного, профессионального, взвешенного, законного, обоснованного подхода.
В среднем в месяц я подписываю примерно 50 дел. Если напарник в отпуске, нагрузка еще больше. Может быть даже 80.
Еще мы участвуем в судебном процессе, поддерживаем обвинение. Это тоже входит в должностные обязанности. И еще один аспект моей работы — проверка оперативно-розыскной деятельности в полиции.
И я секретарь координационных совещаний. Прокурор города проводит такие встречи примерно раз в месяц, где собирает всех руководителей правоохранительных органов. Я готовлю заранее приглашения, повестки, проекты решений...
В конце каждого месяца огромное количество дел, я работаю до двух-трех часов ночи.
«Я как заново рождаюсь»
— Жанна Владимировна, у вас скрупулезная, ответственная работа. А как вы отдыхаете? Как успеваете все?
— Я всегда говорю: надо обязательно планировать свой день. Для меня не показатель, когда человек говорит: «Я сутками на работе и ничего не успеваю». Я тоже сутками, но успеваю все. После работы бегу на автобус на тренировку в зал. Или в парк на пробежку. Домашние дела никто не отменял. Сыну 16 лет, выпустился из 9 класса, тоже нужно огромное внимание.
— А как вы в таком жизненном режиме выдерживаете? Когда высыпаетесь? Как отдыхаете?
— Я полностью за здоровый образ жизни. Никогда не употребляла и не употребляю алкоголь. Тренируюсь каждый день: три раза в неделю зал с тренером, остальные — пробежки в парке. Это убирает весь негатив, полностью очищает голову. Мне тренировка дает бодрость, наоборот, после пробежки в 7-10 км прихожу домой и еще работаю. Я не скрываю свой возраст, мне 46.
— Как пришли к бегу?
— После родов 15 лет назад я значительно набрала вес. Он всегда составлял примерно 56 кг, сейчас я полностью вернулась к нему, как в школьные годы. Стала выходить на пробежку, постоянно, в любую погоду, в любом месте — дома или на отдыхе — и быстро привела себя в форму. Мне так понравилось, что я бегаю до сих пор. Пробежка — это святое. Сейчас, летом, долго светло, я могу и поздно пойти, бегаю часа полтора-два. Это даже не для физической формы, это такой моральный аспект. Я как заново рождаюсь.
— У вас ведь есть значительные победы в соревнованиях?
— Да, несколько лет я завоевывала призовые места. А потом, видимо, перегорела. Я люблю бегать, но это хобби, для себя. Участвую сейчас только в соревнованиях, которые проводит прокуратура Челябинской области.
Раньше везде старалась, полумарафоны пробегала, стометровки. В 2014 году была первая «Гонка героев», я участвовала в ней. Потом во второй. В 2017 — в полумарафоне, который назывался Всемирный фестиваль бега ROSA RUN. Там были спортсмены со всего мира. И вот среди любителей я заняла первое место в своей возрастной категории. Для меня это был значительный результат. Бежать было тяжело: здесь я готовилась на ровной местности, а там, в Сочи, горная.
— Я понимаю, что у вас совсем нет свободного времени, но чем вы увлекаетесь еще? В отпуске, например?
— Люблю путешествовать. В этом году с сыном были в Махачкале, отлично отдохнули. Пришла в голову прекрасная идея — мы находили какой-то объект, который хотели посетить, и шли до него пешком. Прямо в 8 утра, сразу после завтрака, я же беспокойная мамаша. Могли идти, например, до какого-то памятника культуры 2,5 часа. И гуляли, и окрестности изучали. До пляжа идти было минут 30, тоже выбирали разные маршруты. Побывали в театре, здорово время провели.
Еще люблю читать. Сын увлекся классической литературой, причем читает произведения и не только по программе. В отпуске взяла у него книгу Салтыкова-Щедрина. Так интересно, когда-то проходила это в школе, сейчас все освежилось в памяти.
— Какие у вас цели, мечты?
— Я всегда говорю: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Но чем больше погоны, тем сильнее они давят на плечи».