Большинство челябинцев ждёт весну с нетерпением. Но есть одна примета весны, которая омрачает всё впечатление от смены времён года - это тучи пыли, накрывающие город. Как будто мало челябинцам выбросов от промышленных предприятий и автомобилей!
В очередной раз жители Челябинска расплачиваются собственным здоровьем за то, что коммунальщики решили сэкономить на современных реагентах. Со снегом и гололёдом в Челябинске борются при помощи песка, а «эффективность» этих усилий все горожане могут оценить и зимой, и весной. Зимой, когда вынуждены пробираться сквозь снежные заносы и по обледенелым колеям, и весной, когда в воздух поднимаются массы пыли.
И пыль это взялась вовсе не из Сахары или Каракумов - её щедро рассыпали по улицам коммунальщики.
Опыт 2012 года
А ведь ещё в 2012 году в Челябинске использовали так называемые многокомпонентные реагенты нового поколения. Результаты оказались более чем впечатляющими.
Реагенты очищали дороги от снега и льда значительно быстрее, чем старая смесь. В иных местах не требовалось даже использовать тяжёлую технику. После зимы в городе не осталось груд песка и грязи на обочинах и газонах. Челябинцы до сих пор вспоминают, что ещё до первых весенних дождей улицы были довольно чистые.
К сожалению, уже в следующем году городские власти посчитали, что современные реагенты слишком дороги. Но дешевизна привычных методов, как и можно было ожидать, оказалась относительной. Сэкономили вроде бы на реагентах, но потратили затем немало средств на уборку пыли и грязи (это и использование техники, затраты на горючее, раннюю мойку дорог).
И добро если бы речь шла только о деньгах. Пришлось заплатить и более серьёзную цену: в 2013 году количество аварий стало на 270 больше, чем в предыдущем году. Есть вред и косвенный: по признанию самих дорожников, не менее 40% пыли, несмотря на все усилия, убрать не удаётся. Медики поясняют, что именно крупные частицы пыли вызывают преждевременные инфаркты и инсульты, рак лёгких, аллергию, инфекции нижних дыхательных путей, общее снижение иммунитета.
Пример Санкт-Петербурга
Не только Челябинск испытал на себе все последствия возврата от современных реагентов к песку. Так, в Санкт-Петербурге прошедшая зима и начало весны оказались настоящим испытанием для горожан. Несмотря на то что зима по снежности не дотянула до климатической нормы (всего 239 мм при норме 288 мм), Северная столица была буквально погребена под снежными заносами. В новостях постоянно мелькали курьёзные видеокадры, снятые в Санкт-Петербурге: автобус, который толкают из снежной колеи пассажиры (причём на одной из центральных улиц), или же сноубордисты на улицах, травмпункты, полные людей, тротуары, схожие с полосами препятствий.
Причина всего этого безобразия та же, что и в Челябинске: коммунальщики сделали ставку на дешёвый песок.
В итоге из-за сугробов и ледяных наростов в Санкт-Петербурге этой зимой резко выросло количество и протяжённость пробок. Больше стало и ДТП. Что примечательно, это не голословные утверждения - все факты можно подтвердить цифрами. И цифры эти особенно показательны, если сравнить их с данными по зиме 2015 года, когда в Питере использовали современные реагенты. Так, в январе 2015 года выпало 67 мм осадков, а в январе 2016 года, когда в городе решили отказаться от реагентов, - 54 мм. Что в результате? Число аварий из-за неудовлетворительных дорожных условий, по данным ГИБДД, в январе 2016 года выросло почти в 2,5 раза, а количество раненых - с 101 до 230 человек. В январе же 2017-го осадков было крайне мало - 29 мм, однако число аварий из-за гололёда не сократилось.
Так что, как видим, экономия в любом случае оборачивается потерями, причём не только финансовыми. Это правила общие для любого города - и Северной столицы, и столицы Южного Урала.
Смотрите также:
- Соль и пыль. За экономию власти расплачиваются рублём, а жители – здоровьем →
- В Магнитогорске стало меньше соли и больше чистых улиц →
- Почему Челябинск задыхается? →