Строго говоря, Челябинский тракторный уже два месяца как остановил производство и выпуск тракторов. Главный конвейер стоит, счета предприятия заморожены.
Рассказать о бедственном положении завода, некогда гиганта машиностроительного комплекса, вышли рабочие. Возле главной проходной они организовали пикет.
«Работать в долг не будем»
Так звучит один из лозунгов на транспарантах заводчан. Заработную плату на предприятии задерживают до двух месяцев, в то же время многим просто нечего получать. Полную неделю работает только моторный завод, который изготавливает танковые двигатели - оборонный госзаказ, на остальных производствах в месяц выходит не более 12 смен. Упала и средняя зарплата по заводу - с 24 тыс. рублей до 19 тыс. Рабочие подчёркивают, что такие показатели дают оклады топ-менеджеров, а реальная зарплата на производстве - от 6 тыс. до 9 тыс. рублей.
Челябинский тракторный завод сегодня находится в глубоком кризисе. Стоит литейное производство, остановлена сборка тракторов, готовые машины простаивают на складах из-за отсутствия комплектующих, предприятие в буквальном смысле застыло из-за отсутствия оборотных средств.
- Единственных выход - это господдержка, - заявляет председатель профкома ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Олег Косых. - Коллектив завода вышел на митинг с требованиями: хватит нарушать условия труда. Нам не предоставляют спецодежду, мы работаем в холодных, неотапливаемых цехах, нам задерживают зарплату. Самое главное требование - предоставление заводу госгарантий. Это позволит получить в банках льготные кредиты, которые можно направить на строительство нового завода на площадях прессо-сварочного производства, на закуп оборудования, чтобы сделать новый трактор.
Кабинетное начальство
Руководство предприятия заявляет, что ЧТЗ оказался в кризисной ситуации из-за обострившейся конкуренции. Китайские производители реализуют свою технику по демпинговым ценам (ниже рыночных). Рабочие видят причину в безразличии государства и неправильной кадровой политике: за пять лет на предприятии сменилось четыре директора.
«Рабочие находятся в информационном вакууме, - продолжает Олег Косых, - решением руководства ликвидированы заводская газета и радио, люди не знают ситуацию на заводе. Несколько дней были закрыты столовые, также оставшиеся без финансирования. А главное, мы не можем добиться помощи от государства. У завода кредиты на 10 млрд рублей, и все выданы под 30% годовых. Какая тут рентабельность?»
Будет ли всё-таки оказана какая-то помощь ЧТЗ, неизвестно, но ясно одно: завода, каким мы его знали, уже никогда не будет.
Отметим, что после пикета рабочим «ЧТЗ-Уралтрака» начали выплачивать первую очередь зарплаты за сентябрь.По данным источника АиФ-Челябинск в заводоуправлении, деньги получили первоочередники — сотрудники кузнечного и литейного производства. Остальные заводчане ждут «аванса» в ближайшие дни.