Мутный осадок в чистой воде. Почему не работают концессии в ЖКХ

Без модернизации сетей обычная вода из крана может стать роскошью. © / АиФ

ЖКХ – сфера затратная, особенно в малых городах. Ведь здесь износ коммуникаций особенно велик – местные бюджеты невелики, а далеко не всегда есть крупные предприятия, которые могли бы вложиться в модернизацию. Выходом могла бы стать концессия, но на практике такой механизм может привести к убыткам и росту тарифов в разы. Почему же так происходит?

   
   

В Челябинской области особенно показателен пример города Вишневогорска, где местная администрация заключила концессионное соглашение с компанией «Вишневогорские коммунальные сети» (ООО «ВКС»). Суть концессии проста – инвестор вкладывает средства в создание или модернизацию объектов ЖКХ, а взамен получает право их эксплуатировать.

Надо сказать, что износ инженерных сооружений и сетей в городе достигает критического значения – 99%, в результате авария следовала за аварией, так что оставлять ситуацию на самотёк (во всех смыслах этого слова) было просто нельзя.

Нужно 5,5 млн рублей в год

После заключения соглашения удалось сделать немало. Так, в 2018 году компания заменила почти 1,5 километра водопровода и 400 метров канализационных сетей, удалось также обновить оборудование на насосных станциях, систему управления технологическим оборудованием. На фильтровальной станции появились новые системы отопления и освещения, что позволило в два раза сократить эксплуатационные расходы.

Казалось бы, всё хорошо. Но, как ни странно, именно модернизация очистных сооружений, которую предприняли несколько лет назад, ещё до заключения концессионного соглашения, ставит под угрозу обновление системы ЖКХ Вишневогорска. Дело в том, что по государственной областной программе «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности Челябинской области на 2014-2021 годы» появились новые объекты водоочистки. Вот только по проекту предусмотрены просто невероятные затраты на электроснабжение приточной вентиляции и отопления. Так что стоимость эксплуатации только одного объекта, биофильтровальной станции, в год составит 5,5 миллионов рублей – то есть, она равняется общим затратам на всю систему водоотведения города.

Чтобы содержать эти объекты, потребуется поднять тарифы в четыре раза. Понятно, что никто этого не позволит, а если даже и пойдёт на такой шаг, то вишневогорцы просто не смогут оплачивать такие счета. Значит, потребуется просить субсидии у государства. Выходит, территории получают средства на модернизацию ЖКХ, чтобы снизить издержки, но потом снова просят за счёт бюджета поддержки?

«Всё дело в технико-экономических просчётах при проектировании, - считает директор компании-концессионера Михаил Корионов. – Проектировщик решал свою задачу – техническую, а не экономическую. Конечно, проект надо менять – мы предлагаем дополнить здание той же биофильтровальной станции своей системой отопления - будем топить углём. Но это опять же расходы, а мы при том, что вложили в развитие систем водоснабжения и водоотведения Вишневогорска за год 10 миллионов рублей, получили убытки в размере 8,5 миллионов. При этом с нас требуют платежи по концессионному соглашению. Мы не отказываемся их платить, но при нынешней ситуации это невозможно – и модернизацию проводить, и платить, и при этом решать вопрос с объектами, вроде биофильтровальной станции. Необходимо время, чтобы разгрести все эти завалы».

   
   

Понятно, что проекты должны были проверить – реально ли будет содержать новые объекты? Если нет, то ещё на стадии проектирования необходимо было внести замечания и изменения. В администрации Вишневогорска сообщили, что проект прошёл государственную экспертизу, а значит, отвечает всем требованиям.

«Мы признаём, что концессионер сделал многое – прежде аварии следовали за аварией, я ночи не спал, - говорит глава Вишневогорска Яков Гусев. – Мы готовы и дальше с ним работать. Но надо понять и нас. Мы рассчитывали на платежи – это деньги городу необходимы как воздух».

Учитывать все риски

Ситуация осложняется и тем, что потребуется не менее 250 миллионов рублей и 10 лет постоянной работы, чтобы полностью привести в порядок сети Вишневогорска. И такие неожиданно возникающие проблемы, как ошибки в проектировании, отодвигают сроки ещё дальше.

«Ответственность тут в первую очередь лежит на муниципалитетах, - уверен председатель комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. – Силой ведь никто в эти программы не загоняет. Конечно, надо было даже ещё до проекта провести оценку, а потом смотреть, во что выливается обслуживание при электроснабжении, газе или угле. Проблем при реализации программ по обеспечению людей качественной водой много – начиная от того, что некоторые муниципалитеты не заходят в программы до того, что не успевают освоить средства, провести конкурсы, выбрать нормальных подрядчиков. А если уж участвуете в программе, то оцените все риски и проявите хозяйственный подход».

В других регионах концессионные соглашения в сфере ЖКХ тоже работают далеко не с той эффективностью, на которую были рассчитаны – причём проблемы схожи. Например, в Орле построили за счёт федеральных средств станцию обезжелезивания воды – дело хорошее, но сразу же возросли налоговые ставки на новый объект.

Плюсы и минусы концессий

То, что концессии в сфере ЖКХ плохо работают в малых городах, признал даже министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. По его словам, такая форма более действенна в мегаполисах, которые располагают финансовыми ресурсами, а в малых городах концессионеры боятся строить долгосрочные планы, так как не видят источников финансирования. Поэтому, как считает Якушев, без помощи бюджета не обойтись, так как придётся и сдерживать рост тарифов для населения. С другой стороны концессия может сыграть свою роль в модернизации сетей, так что отказываться от такой формы государственно-частного партнёрства нельзя – по данным Минстроя РФ, за пять лет благодаря договорам концессии аварийность на системах водоснабжения в стране снизилась в два раза.

Можно понять, что государство стремится привлечь инвестиции в такую проблемную сферу как ЖКХ, но пример даже более-менее успешных концессий доказывает, что без бюджетных вливаний пока не обойтись. Это поможет и справиться с последствиями ошибок при проектировании, как в Вишневогорске, и сделать тарифы подъёмными для населения и экономически интересными для инвесторов. А в идеале ошибок при проектировании надо бы, конечно, избегать.

Комментарий

Эксперт ОНФ в Челябинской области Антон Неверов:

«Мы занимались схожими проблемами совместно с МЧС. Вопросов действительно много, не исключено, что закон о концессиях потребует доработки. Считаю, что надо активнее привлекать различные технические службы ещё на стадии проектирования, чтобы не было ситуаций, подобных той, что сложилась в Вишневогорске. Также необходимо, чтобы свою роль сыграло областное правительство – например, проводило тренинги для глав муниципалитетов, где заключают договоры концессий. Должны поработать юристы, проанализировать все спорные вопросы, дать свои рекомендации. Видите, с одной стороны, идёт борьба за развитие предпринимательства, с другой – понятно, что сети давно нуждаются в модернизации. Так что следует и предпринимателей защитить, и местные администрации должны проявить максимальную ответственность».

Смотрите также: