Тогда ученики плакали над «задачами с иксами», потом эти задачи стали обыденностью начальной школы. А вот проверка метапредметных результатов у школьников - это совсем новое явление. Пора писать новые песни?
Учись учиться!
Нынешние четвероклассники - первопроходцы в учёбе по федеральным государственным стандартам (ФГОС) нового поколения. Главное требование новых ФГОСов в следующем: младшие школьники наряду с предметными знаниями должны овладеть умением учиться, самостоятельно добывать информацию, оценивать полученные результаты. В общем, на первый план выходит лозунг «Учись учиться!». 16 апреля 2015 года четвероклассники всей страны писали комплексные работы. Это и была проверка учебной самостоятельности школьников.
«Согласно новому стандарту, каждый школьник должен прийти к определённым результатам, - говорит кандидат педагогических наук, доцент факультета подготовки учителей начальных классов ЧГПУ Наталья Титаренко. - Это личностные результаты (то, что касается воспитания), предметные (всё, что касается знаний) и метапредметные (всё, что касается развития). Новый подход в том, что теперь будут замеряться и результаты развития ребёнка, причём в динамике с 1-го по 4-й класс».
Таким образом можно проследить, как формируются учебные умения каждого школьника, что-то скорректировать, вовремя подключить родителей и т. д. Кроме того, комплексные работы помогают ребёнку лучше адаптироваться в реальной жизни.
Поэтому задания всегда имеют конкретное содержание. Например, надо определить, хватит ли конкретной суммы для покупки продуктов в магазине, или посчитать, сколько костюмов нужно для участ-ников конкурса «Хрустальная капель». Правда, встречаются и такие задачки, с которыми не могут справиться даже взрослые.
Раз - дрова, два - дрова
Признаться, задача про наиболее эффективный распил брёвен поставила в тупик не только меня. Из всех моих знакомых быстро её решил только профессиональный программист. Таблица с большим количеством данных и последующие 12 уточняющих вопросов только запутывали «респондентов». Да и дети с дровами не справились. Получается, что не все задания учитывают возрастные особенности тех, кому они предназначены?
По мнению психолога Любови Евстигнеевой, часть заданий вполне адекватна по содержанию, но есть и очень сложные для младших школьников задания:
«Детям предлагают прочитать легенду, как образовалось озеро Тургояк, текст доступный, но очень объёмный. Здесь много действия, дети это хорошо воспринимают. В задании перепутана хронология событий в этой легенде, детям предлагают восстановить последовательность действий».
Это задание на развитие логического мышления. Думаю, школьники с ним справятся.
Второй текст - научно-популярная статья про Тургояк. Затем предложен перечень жанров, детям нужно определить жанр каждого из этих двух текстов. Это тоже посильное задание. Что касается задачи про распил брёвен, то здесь нужно проанализировать таблицу, продумать логическую цепочку в несколько ходов. Такая задача, даже если она отмечена как задача повышенной сложности, всё равно не соответствует уровню логического мышления младших школьников. Её лучше давать факультативно и ни в коем случае не оценивать, - говорит психолог.
«В комплексных работах есть задания и базовые, и повышенной сложности. Мы внутри школы не ставим плохих оценок за эти работы. Если ребёнок справился, выставляем четвёрки и пятёрки, - говорит заместитель директора по работе с начальными классами челябинской гимназии № 76 Елена Масляева. - Там нет предметных заданий, проверяется умение ребёнка работать с текстом. Ученик должен научиться его читать и отвечать на вопросы. Вопросы направлены на поиск информации. Ребёнок в дальнейшем не сможет хорошо учиться, если он не научится находить нужную информацию».
Как не скатиться на 39-е место?
Кстати, множество учеников при чтении учебного задания не сразу понимают, что от них требуется. Знакомая проблема? Те, кто делает домашние задания с младшеклассниками (в основном бабушки), часто с этим сталкиваются. Так вот, такие комплексные работы учат школьника понимать учебные задачи. Кроме того, эти задания ненавязчиво учат ребёнка не теряться в реальной жизни. Дети учатся ориентироваться в городе, делать покупки, правильно общаться.
«Это задание олимпиадного уровня, причём по математике, - считает Наталья Титаренко. - Оно больше подходит для старших классов. Там сейчас популярна такая реальная математика».
Кстати, сейчас к уровню образования в российских начальных школах меньше всего претензий. Сегодня наши четвероклассники «на выходе», согласно исследованиям, по качеству знаний лучшие в мире. А вот выпускники, судя по результатам ЕГЭ, только на 39-м месте. Учителя считают, что если в начальной школе дети научатся учиться, то в дальнейшем, возможно, такого отката назад уже не произойдёт.
И всё же не стоит перегружать детей сложными заданиями и делать «первый класс вроде института», а то они вообще передумают учиться.
Смотрите также:
- Образование: подойдёт ли нам американская модель? →
- Школьное тестирование делает детей глупыми →
- Мозги - в педвузы! →