Не секрет, что ежегодно на августовских педсоветах и других совещаниях работников образования обсуждается болевой кадровый вопрос. Преподаватели говорят о том, что молодые педагоги неохотно идут работать по специальности, что число пришедших в школу молодых учителей гораздо меньше количества выпускников педвузов и т. д. Также многолетней практикой подтверждено, что любой коллектив достигает успехов в работе тогда, когда в нём бок о бок трудятся представители разных поколений. Так возникает необходимый сплав молодости и опыта, который приводит к высоким профессиональным результатам.
Сколько было участников?
В Челябинской областной организации профсоюза работников народного образования и науки за последние несколько лет накоплен уникальный опыт по работе с молодыми педагогами. Помощь молодым учителям в их профессиональной деятельности, в налаживании контактов с коллегами осуществляется во многом через клубы молодых педагогов. Это совместный проект с министерством образования Челябинской области. Важна инициатива большинства муниципалитетов.
Клуб молодых педагогов (КМП) – это профессиональная структура, благодаря которой молодые учителя получили возможность общаться, обмениваться опытом, обращаться за помощью к старшим коллегам, получать новые профессиональные и социальные навыки.
В 2019 году деятельность КМП вышла на новый уровень, когда инициативу стали проявлять муниципалитеты. Первый молодёжный образовательный форум «ТЕМП» (творческое единство молодых педагогов) проходил с 5 по 7 апреля в Златоусте, в центре отдыха «Лесная сказка», и собрал более ста участников.
«В форуме приняли участие представители клубов молодых педагогов из 32 территорий Челябинской области, – рассказывает заместитель председателя областной организации профсоюзов Людмила Шаталова. – У нас сформировались традиции: взаимообмен делегациями клубов молодых педагогов в рамках образовательно-познавательного проекта «Карусель», два раза в год проходят сессии КМП, где мы обсуждаем успехи, проблемы, сложности, возникающие у молодых педагогов. В начале пути молодёжь сталкивается с трудностями. Как правило, это большая эмоциональная и физическая нагрузка при небольшой заработной плате, выстраивание взаимоотношений с детьми, родителями и коллегами. В сельских территориях это отсутствие инфраструктуры. При этом необходимо отметить, что в большинстве муниципалитетов существует система мер допподдержки молодых педагогов. В большей степени педагоги говорят о создании современной материальной базы учебного процесса, о большом количество бумаг, предлагают сократить количество отчётов, снизить контроль. В то же время молодые педагоги понимают, что сразу, скорее всего, не будет большой зарплаты, но они хотят видеть перспективу профессионального роста и социального комфорта».
Кто живёт в темпе?
Директор Дворца детского творчества Златоуста Антон Туманов считает, что на форуме происходит «передача знаний посредством активной деятельности».
В первый же день форума состоялся «разговор без галстуков» – открытый диалог на тему «Легко ли быть молодым педагогом?», в котором приняли участие как сами молодые учителя, так и представители профсоюза и администрации Златоуста. Конечно, программа первого дня не ограничилась серьёзными дискуссиями – не будем забывать, что форум молодёжный. Вечером состоялось музыкально-интеллектуальное шоу «Студия “Союз”», а затем танцевальный вечер знакомств «Живи в темпе!».
Во второй день форума программа была наиболее насыщенной. Молодые педагоги узнали, как правильно создавать и защищать образовательные проекты, получили ответы на юридические вопросы, а также познакомились с деятельностью областной организации «Волонтёры Южного Урала».
«Тема волонтёров сейчас очень актуальна, – говорит Антон Туманов. – Почему? Потому что волонтёрская деятельность востребованна, имеет поддержку на всех уровнях. Может быть, если мы начнём создавать такие локальные точки волонтёрских движений в каждой образовательной организации на уровне городов и районов, то мне кажется, что мы добьёмся нужных результатов и в воспитании детей. Надо наших детей обучать тому, что волонтёрство, то есть безвозмездная помощь тому, кто в ней нуждается, – это хорошо, это проявление человеческих качеств».
Далее молодых педагогов ждали современные форматы – квест-игра и интеллектуальный «Брейн-фест» («родственник» известного «Брейн-ринга»). Кстати, педагоги были разбиты на команды, у каждого был значок определённого цвета, и все задания и проекты они выполняли именно в команде. Как практически в один голос утверждали все участники, с которыми я беседовала, на форуме царила невероятно позитивная атмосфера.
Помогают ли соцсети в работе?
По словам Ольги Илюшкиной, подобный форум – это копилка идей, инициатив, полезных знаний, которые необходимы молодому учителю.
«Например, мы все, затаив дыхание, слушали выступление директора Златоустовского педагогического колледжа Юрия Борисовича Бурова на тему «Личность через призму соционики в современной педагогике», – рассказывает она. – Он познакомил нас с социотипами, каждый участник определил свой социотип, и далее Юрий Борисович рассказал, какие качества конкретного социотипа помогают в работе с детьми, какие у каждого есть сильные и слабые стороны».
Как говорят молодые педагоги, Интернет и соцсети помогают им в учебном процессе и в общении с другими учителями.
«Мы с некоторыми коллегами даже в пределах района удалены друг от друга на 100 километров, – объясняет Ольга Илюшкина. – Поэтому соцсети, конечно, выручают. Мы переписываемся, спрашиваем совета. Даже когда готовимся к профессиональному конкурсу, всё равно советуемся, помогаем друг другу – у нас нет какой-то ревности, конкуренции».
Председатель Клуба молодых педагогов Челябинской области, учитель истории челябинской школы № 59 Анастасия Степанова также считает, что соцсети помогают как в общении, так и в получении профессиональной информации.
У кого есть наставник?
«Если честно, то у меня пока не возникло желания сбежать из школы», – рассказывает учитель средней школы поселения «Путь Октября» Кизильского района Досбол Истлеув.
«Это Геннадий Васильевич Мулихов, заслуженный учитель России. Ему 72 года, он работает до сих пор, преподаёт физкультуру. Мне легко работать, потому что у меня есть такой замечательный наставник», – говорит он.
Досбол Истлеув ведёт спортивные секции для двух групп школьников, старшей и младшей. Он подготовил школьную команду для участия в районном КВН, и ребята заняли второе место. Старшеклассники под руководством молодого педагога заняли второе место на зональном турнире по волейболу и вскоре будут выступать на областных соревнованиях.
«Мне это не в тягость, – объясняет Досбол. – Я человек позитивный, энергичный, люблю детей, а работу надо выбирать по сердцу. Тем более вижу: ребята хотят заниматься спортом, просят меня о дополнительных занятиях, и я иду им навстречу. Я поставил цель – буду работать в своём районе, это осознанное желание. Что касается форума, то тут у меня буря позитивных эмоций! Хожу на все тренинги, мастер-классы, всё записываю, запоминаю. Я ещё «зелёный» и не боюсь в этом признаться…»
Нужна ли конфликтология?
Конечно, в разговорах на площадках форума педагоги касались и острых проблем, которые их волнуют. Например, речь шла о сложностях, возникающих в отношениях между учителями и родителями учеников.
«Восприятие привычных школьных ситуаций сильно изменилось, – считает Антон Туманов. – Теперь, когда ребёнок получает двойку, некоторые родители не стремятся понять, какой у него уровень знаний, а сразу требуют ответа от учителя: почему тот «несправедливо» поставил низкую оценку?»
В тех случаях, когда родители предъявляют необоснованные претензии к учителю, педагог оказывается никак законодательно не защищён.
«Бывает так, что человек устаёт от бумажной волокиты, от родительских требований и говорит: лучше уж я пойду на нелюбимую работу, но буду жить спокойно, – говорит Ольга Илюшкина. – Так и уходят молодые учителя из школы».
Как мы уже писали выше, помощь молодому педагогу на первых порах могут оказать более опытные коллеги.
«Нам важно, чтобы молодой педагог ощущал себя комфортно в педагогическом сообществе. Не должно быть так, что он пришёл в школу и оказался там один на один со своими проблемами. И работа клуба молодых педагогов помогает нам решать эту задачу, – говорит Людмила Шаталова. – Мы хотим, чтобы человек чувствовал свою значимость и видел перспективы. Очень многое зависит от отношения руководителя коллектива педагогического сообщества».
Смотрите также:
- Студентка Олеся Середкина: «Социально значимый бизнес – это возможно!» →
- Молодым педагогам помогут адаптироваться в сфере образования →
- Какой должна быть новая школа для современного ученика? →