Ловушка для смога. Как работает лаборатория на колесах?

Челябинцы часто подходят к машине, чтобы узнать у сотрудников лаборатории о состоянии воздуха. © / Мария Шумакова / АиФ

Экология и смог - два эти слова уже набили оскомину даже тем челябинцам, которые привыкли не замечать очевидных проблем.  CHEL.AIF.RU в очередной раз попытался узнать правду о городском воздухе и побывал в передвижной лаборатории экологов.

   
   

Один - на западе, второй - на востоке

В этот раз мы напросились в гости к специалистам Центра мониторинга окружающей среды, который был создан при министерстве экологии пару лет назад. Оговоримся сразу, что они пока мониторят только воздух. Горожане уже привыкли к автомобилям с надписью «лаборатория контроля атмосферного воздуха», которые то и дело появляются в разных точках города. Особо любопытные часто подходят к сотрудникам, чтобы узнать, где сегодня дышится легче.

На балансе учреждения находится две передвижные лаборатории и одна стационарная. Сейчас проводится процедура закупки и ввода в эксплуатацию двух стационарных постов, которые появятся в Челябинске до конца года. Они должны будут дополнить данные о ежедневном мониторинге воздуха, которые поступают со стационарных постов Гидрометцентра в Челябинске. Уже известно, что новые посты расположатся в селитебной зоне (где жилая застройка. - ред.): один в западной, другой в восточной части города.

Центр экологического мониторинга расположен в бывшем жилом, а ныне расселённом доме, построенном в 1960-е годы, на территории санитарно-защитной зоны промышленного узла ЧЭМК на улице Механической. К слову, познакомиться с работой передвижной лаборатории корреспондент CHEL.AIF.RU хотел уже давно, однако при бывшем министре экологии находились тысячи доводов, чтобы подобный репортаж не состоялся.

Срочная телефонограмма

Итак, пятничное утро, и мы у ворот центра. Как и обещала СМС-рассылка от МЧС, налицо сильный ветер. А значит, смога в городе точно нет. Но чем же дышит Челябинск сегодня? Что «унюхают» анализаторы передвижной лаборатории?

Ветер сделал своё дело. Даже формальдегид оказался в пределах нормы. Фото: АиФ/ Мария Шумакова

Едем на заданную точку. Сегодня она возле областной публичной библиотеки на проспекте Ленина. По ходу движения никаких замеров не производится, как думают многие. Ошибаются, как оказалось, и те, кто считает, что маршрут лаборатории расписан и однообразен. Воздух сам по себе очень непостоянен, поэтому и чётких, составленных заранее планов на каждый день здесь быть не может. Специалисты передвижной лаборатории не знают заранее, куда проложит им маршрут руководство. Есть, конечно, и государственное задание на весь год, в соответствии с которым определены конкретные точки, перечень контролируемых ингредиентов и аэроклиматические условия, при которых необходимо отбирать пробы воздуха. Но работа лаборатории на колёсах такова, что в любой момент может поступить телефонограмма, где будет указана точка на которой сконцентрировались жалобы горожан, и специалисты помчатся туда. При этом совсем не факт, что работать придётся в городе. Возможно, что это будет пригород, а может, и отдалённые районы региона. Замеры показателей воздуха в зависимости от поставленной задачи могут занять от 20 минут до суток.

   
   

20 минут нужно, чтобы определить концентрацию для сравнения с нормативом максимальной разовой ПДК (предельно допустимая концентрация), а суточный мониторинг необходим для сравнения со среднесуточной ПДК, - поясняет заместитель начальника центра мониторинга Олег Шумихин. - Сеть контрольных постов разбита на три группы. Первая группа расположена вблизи от крупных промышленных источников выбросов. Вторая - вблизи напряжённых автомагистралей. Третья - в глубине жилой застройки. Сегодня утренние замеры воздуха мы делаем на точке второй группы, у оживлённой дороги в центре города

Вот мы уже и на месте. Инженер-химик Евгений Санников включает оборудование и даёт ему согреться. На это уходит около 30 минут. Важно всё делать в соответствии с инструкцией. Евгений это хорошо понимает. До работы в Челябинской передвижной лаборатории он был инженером в аналогичной лаборатории на курганском заводе по утилизации химического оружия. Поэтому к рабочим моментам, где на одно действие приходится до десяти записей в журнал, он относится спокойно, с пониманием. Даже на перекур во время забора воздуха Евгений выходит из авто и выбирает отдалённое от лаборатории место, чтобы приборы не ошиблись.

А тем временем в машине начинается своя работа. Что-то гудит и громко воет - работает аспиратор, который вдувает воздух через зонд на крыше авто, собирает пыль на специальный фильтр.

Передвижная лаборатория наполнена техникой, которая обошлась в два раза дороже, чем покупка нового авто. Фото: АиФ/ Мария Шумакова

Железные ящики, нашпигованные сверхточной технической начинкой и поставленные один над другим, молчат и напряжённо работают где-то в глубине себя, словно ловушки для привидений. Каждый из приборов готов выдать свой вердикт уже через несколько минут.

Советские заводы и транспорт

Оксид азота, диоксид азота, формальдегид, диоксид серы, аммиак, сероводород, оксид углерода - все семь показателей, которые мы замеряли в это утро в центре города, были в норме.

Как оказалось, для каждой точки запрограммированы свои пробы.

«Какой толк искать в воздухе то, чего там быть не может?» - комментирует работу умной машины Евгений.

Да, ветер нас подвёл, и вони в воздухе действительно не чувствуется. Но чем пришлось дышать детям на утренней линейке 1 сентября? Я спрашиваю об этом, вспоминая гневные записи родителей в соцсетях о том, что заводы отравили детям праздник.

И Олег Шумихин сразу открывает рабочую программу в своем ноутбуке, находит нужную дату и резюмирует: «Ветра почти не было. Был режим НМУ (неблагоприятных метеоусловий - ред). По протоколу с точки на Ленина, 30 отмечено превышение сероводорода». Запах тухлых яиц и першение в носу и горле действительно отмечали родители некоторых школьников, делясь впечатлениями от праздника.

Между прочим, лаборатория не может выписывать штрафы, а лишь констатирует факт. Данные исследований поступают в министерство экологии региона.

Спустя 40 минут мы взяли все необходимые пробы. Часть результатов засвидетельствовали на месте, остальные будут доступны после анализа проб в стационарной лаборатории. Информация о содержании в воздухе вредных веществ пополнится ещё на 20-30 пунктов.

«По итогам работы нашего центра в прошлом году всего около 5% всех проб имели превышение показателей, что говорит о достаточно стабильной и благоприятной ситуации в городе. Я не говорю, что воздух в Челябинске как на курорте в сосновом бору. Город у нас промышленный, металлургический, но современная ситуация гораздо благоприятнее, чем была раньше в советское время. Советские заводы коптили и чадили в разы больше, чем сейчас. Рост промышленности тогда был превыше всего. До 40-50% загрязнения атмосферы сейчас даёт транспорт», - резюмирует Олег Шумихин.

На заметку: как часто у нас режим «чёрного неба»?

Период НМУ челябинцы уже давно называют режимом «чёрного неба». В безветренные дни в отдельных городах Челябинской области небо затянуто пеленой смога. К неблагоприятным метеорологическим условиям (НМУ) относятся условия, способствующие накоплению промышленных и автомобильных выбросов в приземном слое атмосферного воздуха в районах плотной жилой застройки промышленных городов. Степени предупреждений устанавливаются в зависимости от уровня превышения максимально разовых концентраций загрязняющих веществ установленных нормативов (ПДК): при превышении концентраций 1 ПДК передаётся предупреждение первой степени, при превышении 3 ПДК - второй степени. Третья степень предупреждения передаётся, когда концентрации загрязняющих веществ превышают 5 ПДК. 

Уже восемь лет подряд количество безветренных дней в регионе неуклонно растёт. В 2010-м году НМУ в Челябинске фиксировались 127 дней. В 2011-м - 125, в 2012-м - 122. Но уже в 2014-м году цифра поднялась до отметки 151 день под «чёрным небом». Сейчас только сентябрь, а таких дней в этом году было уже 144. Напомним, что за весь 2017-й их было 148.

По словам некоторых экологов, всему виной изменившиеся потоки ветра. Последние несколько лет, по наблюдениям, в Челябинске преобладает ветер северного направления, который и способствует усугублению ситуации. В ночные часы над Челябинском часто устанавливаются безветрие и штиль, что также плохо сказывается на состоянии воздуха

Важно

Научитесь нюхать

  • Оксид азота - химический запах с оттенком хлора. Может вызывать жжение в глазах.
  • Диоксид азота - резкий, удушливый запах. В зависимости от температуры может образовывать дымку, смог и уменьшать видимость.
  • Формальдегид - характерный запах, как от новой мебели из ДСП.
  • Аммиак - запах нашатырного спирта, краски для волос или гнилого сена, канализации.
  • Сероводород - запах тухлого яйца.