Кыштымский Шиндлер. Судьба 31-го президента США была связана с Южным Уралом

На фото Герберт Гувер

Челябинская область, 5 декабря - АиФ-Челябинск.

   
   

Но так получилось, что заведующая кафедрой английской филологии ЧГПУ доктор педагогических наук Ольга Афанасьева заинтересовалась американским президентом Гербертом Гувером, который в начале XX века посетил Кыштым и занимался модернизацией местного производства. Выходец из религиозной семьи, бизнесмен, он стал своеобразным кыштымским Шиндлером: подобно герою Второй мировой войны, спас множество жизней, в том числе и на Южном Урале.

Заработал 100 тыс. долларов 

- Чтобы найти следы Гувера, вам, наверное, пришлось основательно поработать в архивах? 

- Саму идею заняться следами Гувера в Кыштыме мне подсказал 15 лет назад профессор Цфсман. Но ни в Челябинске, ни в Кыштыме практически не осталось никаких гуверовских документов - всё он сам вывез, когда началась Первая мировая война. Исключением разве что может быть заметка в кыштымской газете от 1929 года, сообщавшая об избрании Гувера президентом США (эту новость подали даже с некоторой гордостью, как будто речь шла о земляке). 

В исследовании пришлось опираться на материалы, которые хранятся в Гуверовском институте революций, войн и мира, который существует при Стэнфордском университете. Этот университет и окончил Гувер. Он был в первом выпуске геологического факультета, как и его жена. Для тех времён, кстати, женщина-геолог была чем-то совершенно необычным. 

- Как получилось, что американский геолог оказался в Кыштыме? 

- Гувер был горным инженером, бизнесменом. Работал в Австралии, Мексике, Китае, Корее. В России у него тоже были проекты. Например, он инвестировал Майкопские нефтяные месторождения, интересовался Сибирью. В Кыштыме также занимался привлечением средств, благодаря чему этот город стал центром современного медеплавильного производства. 

   
   

- Оказался ли для Гувера кыштымский проект выгодным? 

- После ликвидации так называемого Кыштымского пула, который объединял около миллиона акций местных заводов, Гувер получил 100 тыс. долларов. Учитывая, что тогда доллар был намного тяжелее, чем сейчас, это весьма приличная сумма. 

- А правда ли, что картами окрестностей Кыштыма, которые составил Гувер, впоследствии пользовались американские шпионы? 

- Есть такая версия. Читала про то, что когда в 1961 году сбили Пауэрса (кстати, сразу два участника той операции сейчас проживают в Челябинске, наша газета о них уже рассказывала. - Авт.), то при нём нашли копию карты, которую по заказу Гувера сделали в 1911 году специалисты Екатеринбургского общества любителей естественных наук. Одна из таких карт хранится в кыштымском музее, другую вроде бы отыскали в архивах Гувера, когда готовили Пауэрса к полёту, поскольку других карт американцы просто не могли найти (местность вокруг Кыштыма была засекречена).

Моделирует Ольга Афанасьева не историю, а географию - собирает модели всемирных достопримечательностей.  

Квакерский подход 

- Гувера интересовал только бизнес? 

- Он был очень разносторонней личностью. Интересовался историей, финансировал несколько археологических экспедиций, был очень начитан.

 С 1914 года Гувер занялся благотворительностью. Тогда в Европе после начала войны застряли многие американцы - без денег и зачастую без документов. Гувер начал кампанию по сбору средств, и жена ему активно помогала. Кстати, деньги не дарили, а давали в долг. И представьте, все эти люди после войны деньги вернули. 

После Гувер стал главой Американской администрации помощи (АРА), которая старалась спасти голодающих в Европе, Азии и в Советском Союзе. 

- А откуда у бизнесмена такое стремление в благотворительности? Может, он помнил, что сам был из бедной семьи?

 - Он родился в штате Айова, был действительно из бедной семьи, принадлежащей к квакерам (протестантское религиозное течение, где помощь, содействие ценятся как одни из самых главных добродетелей, и не случайно другое название квакеров - «Общество друзей»). И всё же у Гувера это вовсе не был какой-то эмоциональный порыв к благотворительности - подход был деловой. 

- Тем не менее в основе было христианское воспитание?  

- Вероятно. Всё-таки он спас от верной смерти много жизней, хотя мотивы были очень сложные. Не секрет, что Гувер являлся ярым противником коммунизма, он неоднократно говорил: «Большевизм - это хуже, чем война». Определённый расчёт всё-таки был. Неслучайно продовольственная помощь увязывалась с целым рядом политических требований, например: освободить из советских тюрем всех граждан США. Кроме того, Гувер думал: видя ту помощь, которая  идёт голодающим, простые люди проникнутся благодарностью, сделают определённые выводы, поймут, какая система эффективнее, и свергнут большевиков. 

Помимо идеологического, налицо и экономический расчёт. Тогда в Америке был переизбыток продовольствия. Это грозило снижением цен. А программы АРА позволили разом решить две проблемы - избавиться от излишков и заодно поднять престиж США. Вполне деловой подход.  

- Конечно, без деловой хватки вряд ли станешь президентом. 

- Президентом Гувера избрали в очень неудачное время - в 1928 году. Уже в следующем году начнётся Великая депрессия, и на Гувера посыплются обвинения в том, что он не справился с ситуацией. Справедливости ради надо сказать, это был первый мировой кризис такого масштаба. Поэтому не следует огульно винить Гувера в том, что сплоховал. Сейчас его постепенно пытаются реабилитировать. Есть даже мнение, что многие проекты и идеи, которыми впоследствии воспользовался Рузвельт, следующий президент, принадлежали на самом деле Гуверу.

 

Смотрите также: