Город машин. Надо ли противостоять автомобилизации: споры в клубе «АиФ»

   
   

Челябинская область, 31 октября - АиФ-Челябинск.

Приглашённые эксперты попытались снизить полемический градус встречи, заявив, что Челябинск не для пешеходов или автомобилистов, а для людей. Читатели не попались на демагогическую уловку и задавали острые вопросы, однако исчерпывающие ответы получали не всегда.

Война водителей и пешеходов 

- Мне как-то сложно разделить челябинцев на пешеходов и водителей. Кто-то ходит пешком, кто-то ездит на автомобиле. Сегодня человек - водитель, а завтра - пешеход, - заявил начальник управления дорожного хозяйства администрации Челябинска Александр ШАБАЛИН. Председатель городской общественной палаты Юрий Зацепилин и лидер ассоциации автодилеров Александр Рулевский его поддержали. Только глава отдела пропаганды городской ГИБДД Алексей Горшков признал существование этих двух социальных групп. Причём не просто признал, но и констатировал, что между ними идёт необъявленная война: 

- Если брать статистику, то количество нарушений ПДД что  со стороны водителей, что со стороны пешеходов примерно одинаковое. Правда, они находятся в разном положении: пешеход никак не защищён, а водитель защищён куском металла, и тяжесть последствий, конечно, разная. 

Горшков признал, что в Челябинске зачастую расширяют проезжую часть в ущерб пешеходам. Но и для их безопасности, напомнил он, кое-что делается: 

- Например, в самых проблемных местах, где часто происходили наезды из-за того, что пешеходы пересекали проезжую часть одновременно с движением транспорта, мы организовали светофорное регулирование так, что полностью развели автомобили и пешеходов.  Давайте не будем забывать: в Челябинске около полумиллиона только зарегистрированных транспортных средств! Без учёта транзитного транспорта. Это серьёзная цифра для города-миллионника. 

   
   

Запрет на покупку авто? 

Как получилось, что в Челябинске на среднестатистическую семью из четырёх человек приходится уже по две машины? Комментарий по этому поводу дал Александр РУЛЕВСКИЙ: 

- В нашем городе продаётся больше новых автомобилей на тысячу человек, чем в Санкт-Петербурге! Челябинск находится в процессе эволюции, а именно автомобилизации. Это надо честно признать. В среднем по стране уровень автомобилизации сейчас - 255 машин на тысячу человек. Это много? Нет. США этого уровня достигли ещё в 1922 году. Специалисты, связанные с автомобилями, говорят, что Россия неизбежно подойдёт к 400 машинам на тысячу человек населения, что мы имеем в Европе. Из этого и надо исходить, потому что нельзя же в приказном порядке запретить покупать автомобили. Далее. Нам достался уникальный город, который трижды пересекается в широтном направлении - сначала Транссибирской магистралью, потом рекой Миасс и промзоной ЧМЗ. Путепроводов через них не хватает, и хотим мы того или нет, но там всегда будут заторы. Поэтому настоящая «дорожная революция» ещё впереди! То, что мы видели в прошлом году, - это только использование заложенного резерва расширения дорог. Надо готовиться к тому, что город неизбежно будет перестраиваться. В Нью-Йорке дорожная сеть создавалась 40 лет, за это время там снесли 5 тыс. зданий! 

Заметим в скобках: Александр Дмитриевич умолчал о том, что для многих американских городов автомобилизация обернулась социальной катастрофой. Вспомним Детройт. Нью-Йорк и Сан-Франциско избежали этой участи, потому что вовремя приступили к созданию смешанной транспортной системы. В Челябинске же ставка делается фактически на один лишь автомобиль, что вынуждает горожан обзаводиться личным транспортом. 

Ситуацию прекрасно обрисовал читатель Евгений Заякин на примере Северо-Запада: 

- Как автомобилисту мне нравится, что было сделано во время «дорожной революции». Отнесённые правые повороты, пробок меньше. И всё-таки есть одно «но». Посмотрите, что творится на улице Чичерина. Сколько я там живу, ни разу не стоял в пробке. Но тогда зачем её расширили? Сколько денег закопано в землю! Лучше бы их в Шершнёвскую улицу в п. Кременкуль вложили, по которой просто страшно ехать после Салаватки. Может, Чичерина расширили, чтобы добавить общественного транспорта? Так нет же его. Кроме 64-го автобуса, туда ничего не ходит. Сотни людей утром стоят на остановке, не могут уехать. 

Цивилизация в тупике 

Не в этом ли причина феноменальных темпов автомобилизации Северо-Запада, которые, по признанию муниципалитета, уже превысили темпы заселения? С такой транспортной политикой не за горами тот день, когда в Челябинске будет миллион машин, и никакие дороги нас уже не спасут. Здесь как нельзя к месту оказалось выступление читательницы Галины Денисовой. Она пришла на беседу с книгой преподавателя ЧелГУ доктора филологических наук Марины Загидуллиной «Рацион», где на примере автомобилей показывается, как комфортная модель цивилизации зашла в тупик. 

- «Миллионы машин на улицах крупных городов утрачивают сам смысл своего существования как средства передвижения. Движение затруднено, и машина уже не оправдывается никакой комфортностью; она некомфортна уже потому, что ей негде ехать», - процитировала участница клуба. 

Не стоит забывать об экологическом аспекте дорожного строительства. Критика «дорожной революции» была в значительной степени вызвана вырубкой десятков тысяч деревьев и уничтожением газонов. 

- И будет ещё хуже, - предупредил сотрудник ботанического сада ЧелГУ, член Русского ботанического общества Павел ПОПКОВ. - Как бы это банально ни звучало, но нам сейчас нужно бороться за каждое дерево. Когда под парковку вырубают 20 деревьев, сокращается наш жизненный цикл. По СНиПам в таком городе, как наш, 58% территории должны занимать зелёные насаждения. На каждого человека полагается 50 кв. м зелёных насаждений. А сколько нужно на один автомобиль! Если пересчитать, то вокруг нас должна быть тайга, только тогда можно говорить о каком-то балансе. При любом строительстве в проекты должно быть это заложено: тут дороги, тут дома, тут скверы, бульвары, вплоть до каждой клумбы. Это должно стать такой же неотъемлемой частью инфраструктуры, как канализация. Иначе скоро дышать будет вообще невозможно. 

Предложения наших читателей

Рабенал Кочев. Разделить остановки общественного транспорта на три участка: для городского транспорта, для маршруток и для такси. Убрать «лежачих полицейских» после пешеходных переходов. Ввести регламент по уровню шумового загрязнения. Восстановить Южный автовокзал на старом месте. Восстановить талоны предупреждения для водителей.

Евгений Заякин. Первостепенное значение придать развитию общественного транспорта, без этого дорожное строительство никакого эффекта не даст.

Роберт Сафин. Оборудовать нерегулируемые пешеходные переходы на Свердловском проспекте на участке от детской художественной школы до перекрёстка с улицей Труда. В настоящее время он не приспособлен для пешеходного движения. «Зебры» предлагается нарисовать на съездах с проспекта на улицу Бр. Кашириных, на заездах, а также на съезде на набережную реки Миасс по чётной стороне (по нечётной пешеходный переход оборудован). 

Константин Пшеничников. Установить знак или нарисовать «зебру» на трамвайной остановке «Театр оперы и балета» на улице Цвиллинга. 

Евгений Максимов. Огородить дворы жилых домов от сквозного проезда автомобилей.

 

Смотрите также: