Летом бомжей особенно много, в холодное время они обычно прячутся в теплотрассах, да и вообще где придётся.
Однако есть в Челябинске и других городах области места, где бомжей готовы приветить. Например, муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства». Звучит очень официально, но подход здесь к столь необычному контингенту неформальный - даже рядом с вывеской красуются стихотворные строчки.
Прописанные в СССР
Центр существует уже более шести лет. Сюда попадают не только бомжи, но и другие люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им не только дают койко-место с постельным бельём, но и проводят санитарно-гигиеническую обработку, обследуют на предмет инфекционных заболеваний. Конечно, полагается и горячая еда (её предоставляет комбинат школьного питания Тракторозаводского района).
Попадают по-разному: кто-то сам приходит, о ком-то сообщают неравнодушные граждане. Поступают люди из больниц. Интересно, что есть три группы, которые имеют приоритет: пожилые люди, инвалиды и те, кто недавно освободился из мест заключения.
- Пожалуй, самая ценная помощь для наших подопечных - это оформление документов, - говорит директор центра Михаил ГАХ. - Паспорта наши посетители очень часто теряют, пропивают. А без паспорта невозможно добиться группы инвалидности, получить пенсию и доступ к различным льготам, организовать путёвку в приют-интернат или дом престарелых. Бывает, человек потерял паспорт 30 лет назад, ещё во времена СССР, - значит, предстоит доказать, что он вообще имеет право на российское гражданство. Иногда эта процедура затягивается, особенно если приходится ждать ответ из других регионов или даже стран. Во время оформления человека проверяет и полиция - не числится ли в розыске. Сложностей хватает, но мы тут придерживаемся принципа «нет нерешаемых проблем, есть трудные решения».
Жить в центре можно месяц, но при особых условиях (проволочка с документами) срок продлевается. В среднем путёвку в приют или дом престарелых получает один человек в месяц. Так что ста койко-мест в принципе хватает, хотя зимой приток посетителей больше (в центре есть возможность поставить ещё 10-12 коек). Бывает, конечно, тесновато, но всё-таки лучше, чем на трубах.
Сухой закон не всем по вкусу
Помогают и с трудоустройством - это для тех, у кого и силы есть, и желание. Работа, правда, в основном низкоквалифицированная. Среди работодателей нередко встречаются фермеры. Есть, конечно, и те, кто мог бы работать, но не хочет. Есть просто немощные - сейчас их в центре 51 человек. Из них трое слепых, а 18 - колясочники. Среди инвалидов и безногий Владимир Аброчнов - сюда его доставили из больницы. Всё пропил, а ноги отморозил.
Алкоголизм - это самая большая проблема. В центре, кстати, сухой закон, хотя порядки в целом свободные, взаперти никто никого не держит.
- Я иногда вижу бомжа, который попрошайничает на улице, подхожу, говорю о центре - мол, давай лучше к нам, - рассказывает директор. - Он в ответ: «Не-е-ет! К вам не пойду, у вас пить нельзя!» Вот в чём беда. Почти у всех были и квартиры, и прочее имущество - пропили! А ребята, скупающие у них квартиры, ловкие: сразу продают и перепродают, чтобы концов уже не найти. Для желающих мы проводим кодировку - человек сразу меняется на глазах. Но не всем это надо.
У многих имеются судимости. Однако есть просто несчастные старики, обманутые своими детьми. Например, ветеран труда Фаина Рожко всю жизнь с мужем и сыном проработала в сталелитейном цехе ЧТЗ, но в итоге дочь оставила её без жилья. Фаина тут уже четыре месяца - ждёт направления в дом престарелых.
Но знают в центре и истории с хорошим концом. Так, двое, мужчина и женщина, познакомились здесь, получили работу, сейчас поженились и снимают вместе квартиру. По опыту прежних лет подсчитано, что примерно 20-25% посетителей центра возвращается к нормальной жизни.
Смотрите также:
- Рождённые в СССР. Как найти друзей, если уже вырос →
- 25% бывших бомжей возвращаются к нормальной жизни →
- Лицо обмана.А политики ещё и гипнотизируют? →