Ежемесячно этими поездами пользовались более 3 тыс. человек. И у них нет других способов передвижения между двумя населенными пунктами.
Все идет к тому, что местное железнодорожное сообщение на Южном Урале прикажет долго жить. Здесь нет преувеличения. В начале года, например, область уже отказалась от шести поездов на участке Кропачево – Златоуст (осталось четыре) и Троицк – Карталы (осталось два, не считая скоростного Челябинск – Троицк – Карталы - Челябинск), а также уменьшила составность полутора десятков поездов от Челябинска до Каменска-Уральского, Еманжелинска, Троицка и Южноуральска.
Губернская казна не в силах компенсировать убытки пригородных пассажирских компаний. Раз так, то новые отмены поездов – дело времени. Однажды электричек останется настолько мало, что содержать их станет бессмысленно.
Попытка найти правых и виноватых в этой истории лично для меня закончилась ничем.
Логика в поведении ОАО «РЖД» есть, но она иезуитская. Конечно, это бизнес-предприятие, чье предназначение зарабатывать деньги, а не возить всех желающих за свой счет. Но оно также и транспортный монополист, что предполагает серьезную социальную нагрузку. Более того: монополист, единственным акционером которого является государство.
Поэтому, когда РЖД отказывается от убыточного «пригорода», это выглядит так, будто правительство маскирует отказ от обязательств перед гражданами. Это ведь очень заманчиво: приватизировать невыгодный сектор, а потом вышвырнуть его за борт. Только вот на загнивающем Западе в таких случаях поступают ровно наоборот. В США, когда пассажирские железнодорожные перевозки достигли пика нерентабельности, правительство создало национальную пассажирскую компанию Amtrak. Да, убыточную, но благодаря ей в стране ходят пассажирские поезда.
Власти Челябинской области правильно оценили ситуацию («Это подстава!»), но повели себя недальновидно, сразу отказавшись от сотрудничества. В результате стало еще хуже, чем могло быть. Демонстративный отказ от доли в Южно-Уральской пригородной компании (то есть от непосредственного управления перевозками) привел к тому, что шустрые свердловчане, которых мы позвали на время, легко подмяли предприятие под себя. В итоге налоги, которые могли бы оседать в местной кассе, уплывают к северным соседям. Они, соседи, были, между прочим, в равных с нами условиях. Однако у них речи об отмене электричек не идет, а компенсация убытков перевозчика приближается к 100%. Кто хочет, у того получается.
И, наконец, нашим ли аппаратчикам надувать щеки, когда они сами, околдованные демоном рентабельности, планомерно уничтожают остатки общественного транспорта, прежде всего в самом Челябинске. Здесь уже не осталось садовых автобусов, скоро не будет троллейбусов. На ладан дышит трамвай. А все от желания «сделать выгодно».
И тех и других объединяет неумение видеть дальше своего носа. Прежде всего, что нормальному государству выгодна мобильность граждан. И дело не только в экономике. Это ни много ни мало касается национальной безопасности и целостности страны.
Смотрите также:
- Новая транспортная карта обошлась бюджету в 3,5 миллиона рублей? →
- Руслан Сафин. Хитрость против равнодушия →
- Быстро, но не скоро →