Наноалмазы спасут Чебаркуль от взрывов? В Копейске из отживших боеприпасов делают алмазы

Фото: АиФ

   
   

Ещё в 2000 году копейский завод «Пластмасс» увидел перспективы в детонационном синтезе наноструктур.

На полной конверсии в самое нано

В конце 90-х, когда заводы лишились оборонных заказов, а стиральная машина вертикального взлёта «Чайка» не обещала жить долго и кормить предприятие, в рамках программы по утилизации боеприпасов завод «Пластмасс» вооружился рассекреченной разработкой 60-х.

Группа специалистов Всероссийского НИИ технической физики имени Е. И. Забабахина (ВНИИТФ) из Снежинска открыла, что детонационная волна при взрыве мощных взрывчатых веществ создает как раз те условия, при которых алмазы появляются в природе. Первые наноалмазы начали синтезировать в СССР. Способы синтеза запатентовали ВНИИТФ (Снежинск), Институт гидродинамики СО АН (Новосибирск), НПО «Алтай» (Бийск), ВНИИЭФ (Саров), «Электроприбор» (Лесной) и завод «Пластмасс» (Копейск).

- Дело-то золотое, и двух зайцев убиваем, - подумало руководство и вложило в проект, несмотря на сложный кризисный период, более 100 млн рублей.

Получение наноалмазов подразделяется на два основных этапа: синтез и очистка. Стадия синтеза включает процедуру детонации специальных взрывчатых веществ, в результате которой углерод переходит в жидкую фазу. Сами наноалмазы образуются в результате конденсации паров углерода. Первая стадия позволяет получить алмазоуглеродный порошок, так называемую шихту. Именно это сырьё после очистки становится 100%-ным ультрадисперсным алмазом.

Завод разработал и применяет свою технологию синтеза - методом подрыва заряда в ледяных оболочках. И производит не сами наноалмазы в чистом виде, а сырьё для их производства, т. е. занимается именно синтезом. Выдавая «на гора» шихту. «Наша шихта - одна из наиболее приемлемых по качеству, - говорит заместитель генерального директора предприятия по инновациям и развитию Владимир ДРУЖИНИН.

   
   

Алмазная пыль против рака

Потенциал у наноалмазов и перспективы их использования огромны. Наиболее продвинутая область их применения - это полировальные составы, хром-алмазные износостойкие покрытия для нефтедобычи и добавки к машинным маслам. Они же могут быть использованы для значительного повышения эффективности лечения лекарственно устойчивых форм рака. Но это только перспективы…

«До сих пор нет чётких, отработанных технологий их производства, есть только концептуальная теория, а ведь мы не исследовательский институт, - говорит Иван ДЕНИСОВ, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам. Да и потребителя большого нет. Наука ещё сама на ощупь определяет, для чего лучше применить эту алмазную пыль…»

Рядом с наноалмазом песчинка - как египетская пирамида. Как такой крохотуле преодолеть проблемы внедрения: отсутствие стандартизации, низкую стабильность качества у различных производителей, незрелость технологий? А главное - отсутствие опыта работы с наноалмазами. Как говорится, чем красить дачу на Марсе изобрели, вот только летать отдыхать туда технологии позволят только лет через 200. Зачем делать фасадную краску с наноалмазами за триста рублей, если она без них за сто влёт идет?..

На заводе говорят: время ещё не пришло, будет наше производство востребовано! А пока получается, что такие перспективные наноалмазы не нужны? В «Снежинске» по-крупному наноалмазами никто не занимается уже с 2005 года. Мелкие фирмы предлагают копейскому заводу объединиться и заниматься не только синтезом, но и очисткой. Шихта, кстати сказать, стоит 300 долларов за килограмм, а вот наноалмазы, в зависимости от качества, от двух до сорока тысяч долларов. Но уже сейчас их производством занялись Чехия, Финляндия. «Россия может в перспективе стать крупным игроком на рынке нанотехнологий», - рапортуют политики и чиновники. Народ судачит: бесконтрольные наномиллиарды (????) по стране ходят. Вот и субсидировали бы внедрение наноалмазов в производство. Продвигать технологии в бизнес - забота государственная. Раскручивать бы их преимущества! Неужели будем сидеть и ждать, пока из Китая нам завезут пластики и резины, покрытые изобретенными нами же наноалмазами?

Взрывать или запастись шихтой?

Губернатор лютует, чебаркульцы матом ругаются - взрывы на полигоне всех достали! Но тут хоть министра обороны на месяц в непряхинский грохокурорт вывози! Казалось бы, кто нам мешает заменить взрывы безопасной копейской технологией вымывания взрывчатки? И боеприпасы уничтожим, и наноалмазную шихту про запас заготовим?

Да вот незадача: на пути превращения «военного вторсырья» в наноалмазы немало препятствий.

- По целевой программе утилизации нам за каждый разобранный руками снаряд дают, допустим, всего сто рублей, - сетует Иван Денисов. - И добавляют: «Разберёте железо - продайте через аукцион по правилам, деньги верните в государственную казну…» А на соблюдение всех формальностей и условий утилизации мы тратим от полутора до четырёх тысяч рублей. Невооруженным глазом видно, что метод становится убыточным».

Разбирать снаряды себе в убыток мало кому охота, тем более трогать руками боеприпас времен Великой Отечественной. Ну не саперы же трудятся на копейском заводе?

За невыполненный оборонный заказ по утилизации снарядов заводу кулаком грозит военная прокуратура РФ и другие органы. И тут уж точно не до нанотехнологий. Например, руководство завода приостановило разгрузку вагонов с боеприпасами. Из войсковой части, где стоят они в ожидании, звонят и пишут генералы. Забирайте мол, на разбор! А из института, где эти снаряды были разработаны, предупреждают, что сама перевозка этих снарядов уже опасна. Да тут и без учёных-разработчиков понятно: в вагонах снаряды 39-го, 46, 52-го годов. На них не только упаковка истлела, железо заржавело, пошел процесс диффузии: металл в металл врос.

«Как мы можем везти к себе такие боеприпасы? Завод же не в глухой тайге стоит! - говорит Иван Денисов.

И уж точно не в тайге - в центре Копейска! Восемнадцатью вагонами , которые стоят сейчас в одной из военчастей, пожалуй, можно полгорода подорвать.

А что до наноалмазов… Настоящие заказы пойдут - предприятие развернет производство за неделю. А пока, к сожалению, их доля - ноль целых одна сотая всего производства.

Справка

Завод «Пластмасс» более 70 лет трудится в составе оборонно-промышленного комплекса страны. Специализируется на производстве современных боеприпасов к различным артиллерийским комплексам и некоторых видов авиационных средств поражения (АСП) - неуправляемых авиационных ракет. Кроме того, освоены технологии восстановительного ремонта боеприпасов для продления срока их службы. Наряду с поставками для Министерства обороны продукция военного назначения успешно экспортируется в рамках военно-технического сотрудничества с другими государствами.

Смотрите также: