Вот уже полтора года по всей России действует так называемое «Электронное правительство» (www.gosuslugi.ru), портал, где любой россиянин может получить любую госуслугу.
«АиФ Челябинск» решил проверить, как работает власть он-лайн. Действительно, на сайтах многих госучреждений появились объявления о предоставлении госуслуг в сети. Сначала мы посетили сайт управления Росреестра и попытались получить выписку из кадастра недвижимости о своей собственности.
В первую очередь, пришлось познакомиться с киви-кошельком – оплатой услуг через Интернет. А в конечном итоге выяснилось, что выписку из реестра по Интернету можно получить только на конкретный объект недвижимости, в то время как нам требовалось выписка на физическое лицо и на всю его собственность или же об ее отсутствии в целом.
Этот документ необходим для участия в программе «Жилье молодым». В телефонном разговоре специалисты Росреестра пояснили, что для того, чтобы получить нужную бумагу, следует сделать электронную цифровую подпись, потому что запрашиваемый документ содержит сведения ограниченного доступа. Стоит цифровая подпись в Челябинске порядка 2 000 руб. Выходит, проще оформить выписку по-старинке, отпросившись с работы и отстояв очередь сначала в окошко оплаты пошлин, а потом к регистратору.
Очень удивила цифра на сайте Ростреестра. Только за один день по Интернету челябинцы подали 5153 заявки. Кто же они? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к людям, которые по сфере деятельность часто обращаются за информацией в управление Росреестра:
Ульяна Даниловна, риэлтор:
– В Регпалату по работе приходится обращаться едва ли не каждый день. Сначала я, конечно, обрадовалась, что можно подавать заявки на нужные документы по Интернету, но, попробовав, отказалась и теперь никому не советую. Во-первых, долго приходится ждать ответа (5 дней минимум) и при этом абсолютно не понятно получили на том конце провода твою заявку или нет.
В результате приходит ответ: «Ваш запрос не принят» - время упущено и спросить не у кого, почему отказали в выдаче документов. Уж лучше лишний раз самой съездить в Регпалату. Там в присутствии регистратора заполнить все необходимые бумаги. Она тут же исправит ошибки, подскажет, как сделать лучше, и на руках останется бумажечка, в которой точно указано, когда будет готов ответ.
Сергей Неустроев, директор «Уралсибкадастр»:
– По Интернету мне приходилось обращаться за выпиской из кадастра недвижимости и выпиской из ЕГРП.
Работу системы я бы оценил на три с плюсом. Можно бы поудобнее сделать. Большие сложности с оплатой. Через сотовые не всегда проходит. Чаще приходится бегать к терминалу. Еще знаю, что можно через портал на Росреестр выходить, сдавать межевые планы. Но функция недоработана: не предусмотрено сайтом специального программного обеспечения. Все как обычно – идея хорошая, но воплощение пока не очень.
Такого же мнения о предоставлении услуг в Интернете и челябинка Ирина Романцева. Она, как и многие, проверяла готовность загранпаспортов членов своей семьи на сайте УФМС:
– От сроков готовности паспортов напрямую зависела стоимость нашей турпутевки. Ребенку через несколько дней исполнялось два годика, и мы хотели сэкономить и выехать заграницу до исполнения двух лет, чтобы не платить за место в самолете и праздник отметить не в маленькой душной квартире, а в отеле на берегу моря.
Готовность паспортов мы проверяли по Интернету несколько раз в день. Но Интернет был безжалостен «паспорт еще не готов» повисало на экране компьютера каждый раз. В итоге прошли уже все сроки, и мы пошли в УФМС, особо не надеясь на чудо. Оказалось, что документы давно ждали нас в ящичке паспортиста. Выходит, что на сайте информация не соответствует действительности и обновляется крайне редко. В общем «он-лайн» это не про УФМС.
В поисках идеального воплощения электронного правительства добрые люди посоветовали нам заглянуть на сайт налоговой службы. Действительно, там без особого труда для себя мы смогли получить и свой номер ИНН и заполнить квитанцию на уплату налогов. Сайт, действительно, оказался работоспособным. Кроме того, рядовой налоговый инспектор Марина, пояснила нам, что передача сведений по Интернет и на электронных носителях прописана в налоговом кодексе:
– Так, работодатель, численность работников которого превышает сто человек, должен отчитываться в налоговую исключительно по Интернету. Для небольших организаций предусмотрена передача сведений на флешках и дисках. Кипы бумаг помаленьку уходят в прошлое.
Кстати, о бумажной волоките. Знаете ли вы, что 1 июля в России вступил в силу закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"? Теперь чиновникам запрещено требовать у граждан справки, которые есть в других госорганах. Утвержден перечень из 264 документов, которые ведомства будут запрашивать друг у друга самостоятельно. Так, к примеру, не нужно будет представлять справку об уплате госпошлины – эти сведения получат из казначейства России.
В большинстве ведомств об этом законе знают, но исполнять не спешат, в Регпалате по-прежнему женщина в окошке приема документов начинает разговор только после того, как увидит квитанцию банка об оплате.
На моих глазах налогоплательщик, сдавая документы в налоговую, попробовал возмутиться, что с него по-прежнему требуют уйму ненужных документов. Чиновник извинился и пояснил, что работа системы общего документооборота между ведомствами еще не отлажена, и быстрее и надежнее принести документы самому. Выходит, все как и прежде – лучше самому «занести по быстренькому».