Ошибка доступа, или Насколько эффективно работает власть в режиме онлайн

   
   

 Вот уже полтора года по всей России действует так называемое «Электронное правительство» (www.gosuslugi.ru), портал, где любой россиянин может получить любую госуслугу.

«АиФ Челябинск» решил проверить, как работает власть он-лайн. Действительно, на сайтах многих госучреждений появились объявления о предоставлении госуслуг в сети. Сначала мы посетили сайт управления Росреестра и попытались получить выписку из кадастра недвижимости о своей собственности.

В первую очередь, пришлось познакомиться с киви-кошельком – оплатой услуг через Интернет. А в конечном итоге выяснилось, что выписку из реестра по Интернету можно получить только на конкретный объект недвижимости, в то время как нам требовалось выписка на физическое лицо и на всю его собственность или же об ее отсутствии в целом.

Этот документ необходим для участия в программе «Жилье молодым». В телефонном разговоре специалисты Росреестра пояснили, что для того, чтобы получить нужную бумагу, следует сделать электронную цифровую подпись, потому что запрашиваемый документ содержит сведения ограниченного доступа. Стоит цифровая подпись в Челябинске порядка 2 000 руб. Выходит, проще оформить выписку по-старинке, отпросившись с работы и отстояв очередь сначала в окошко оплаты пошлин, а потом к регистратору.

Очень удивила цифра на сайте Ростреестра. Только за один день по Интернету челябинцы подали 5153 заявки. Кто же они? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к людям, которые по сфере деятельность часто обращаются за информацией в управление Росреестра:

Ульяна Даниловна, риэлтор:

– В Регпалату по работе приходится обращаться едва ли не каждый день. Сначала я, конечно, обрадовалась, что можно подавать заявки на нужные документы по Интернету, но, попробовав, отказалась и теперь никому не советую. Во-первых, долго приходится ждать ответа (5 дней минимум) и при этом абсолютно не понятно получили на том конце провода твою заявку или нет.

   
   

В результате приходит ответ: «Ваш запрос не принят» - время упущено и спросить не у кого, почему отказали в выдаче документов. Уж лучше лишний раз самой съездить в Регпалату. Там в присутствии регистратора заполнить все необходимые бумаги. Она тут же исправит ошибки, подскажет, как сделать лучше, и на руках останется бумажечка, в которой точно указано, когда будет готов ответ.

Сергей Неустроев, директор «Уралсибкадастр»:

– По Интернету мне приходилось обращаться за выпиской из кадастра недвижимости и выпиской из ЕГРП.

Работу системы я бы оценил на три с плюсом. Можно бы поудобнее сделать. Большие сложности с оплатой. Через сотовые не всегда проходит. Чаще приходится бегать к терминалу. Еще знаю, что можно через портал на Росреестр выходить, сдавать межевые планы. Но функция недоработана: не предусмотрено сайтом специального программного обеспечения. Все как обычно – идея хорошая, но воплощение пока не очень.

Такого же мнения о предоставлении услуг в Интернете и челябинка Ирина Романцева. Она, как и многие, проверяла готовность загранпаспортов членов своей семьи на сайте УФМС:

– От сроков готовности паспортов напрямую зависела стоимость нашей турпутевки. Ребенку через несколько дней исполнялось два годика, и мы хотели сэкономить и выехать заграницу до исполнения двух лет, чтобы не платить за место в самолете и праздник отметить не в маленькой душной квартире, а в отеле на берегу моря.

Готовность паспортов мы проверяли по Интернету несколько раз в день. Но Интернет был безжалостен «паспорт еще не готов» повисало на экране компьютера каждый раз. В итоге прошли уже все сроки, и мы пошли в УФМС, особо не надеясь на чудо. Оказалось, что документы давно ждали нас в ящичке паспортиста. Выходит, что на сайте информация не соответствует действительности и обновляется крайне редко. В общем «он-лайн» это не про УФМС.

В поисках идеального воплощения электронного правительства добрые люди посоветовали нам заглянуть на сайт налоговой службы. Действительно, там без особого труда для себя мы смогли получить и свой номер ИНН и заполнить квитанцию на уплату налогов. Сайт, действительно, оказался работоспособным. Кроме того, рядовой налоговый инспектор Марина, пояснила нам, что передача сведений по Интернет и на электронных носителях прописана в налоговом кодексе:

– Так, работодатель, численность работников которого превышает сто человек, должен отчитываться в налоговую исключительно по Интернету. Для небольших организаций предусмотрена передача сведений на флешках и дисках. Кипы бумаг помаленьку уходят в прошлое.

Кстати, о бумажной волоките. Знаете ли вы, что 1 июля в России вступил в силу закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"? Теперь чиновникам запрещено требовать у граждан справки, которые есть в других госорганах. Утвержден перечень из 264 документов, которые ведомства будут запрашивать друг у друга самостоятельно. Так, к примеру, не нужно будет представлять справку об уплате госпошлины – эти сведения получат из казначейства России.

В большинстве ведомств об этом законе знают, но исполнять не спешат, в Регпалате по-прежнему женщина в окошке приема документов начинает разговор только после того, как увидит квитанцию банка об оплате.

На моих глазах налогоплательщик, сдавая документы в налоговую, попробовал возмутиться, что с него по-прежнему требуют уйму ненужных документов. Чиновник извинился и пояснил, что работа системы общего документооборота между ведомствами еще не отлажена, и быстрее и надежнее принести документы самому. Выходит, все как и прежде – лучше самому «занести по быстренькому».

 

Смотрите также: